WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 28.03.2024, 16:26
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Образ «моего» Иркутска: анализ любительских фотографий
[ Скачать с сервера (165.7 Kb) ] 13.05.2010, 11:45
Образ «моего» Иркутска: анализ любительских фотографий
П.А. Трескин

Современное общество изменило наши представления о том, где мы живем, как мы живем и почему именно так, а не иначе. Зачастую, мы не обращаем внимания на то, что происходит вокруг, на то, с чем мы сталкиваемся каждый день – идя на работу или на учебу, прогуливаясь с девушкой или друзьями. Лично для меня, возможностью увидеть давно знакомые места и события стал научно-технический прогресс, в виде доступности и включенности в повседневную жизнь такого предмета как фотоаппарат. С развитием общества он перестал быть роскошью и «штучным» товаром, сегодня, функции фотографирования есть во многих сотовых телефонах, видеокамерах и т.д. Отправляясь на прогулку с друзьями – можно не планировать глобальной фотосессии, но при этом, сделанные любительские фотографии станут символом и образом нашего пространства, нашего видения города, нашего мировоззрения, наших ценностей. Я бы хотел показать, каким город Иркутск видится мне и моим друзьям. Возможно, какие-то образы и картинки будут близки вам и легко узнаваемы, какие-то станут откровением. Я всего лишь хотел приоткрыть завесу моего видения Иркутска.
Восприятие города каждым конкретным человеком зависит не только от возраста, образования, культуры, интересов человека, но и от настроения человека, от различных бытовых мелочей, с которыми он сталкивается в этом городе, не говоря уже о том, что восприятие зависит от времени суток, сезона, погоды и множества иных крайне субъективных факторов, учесть все из которых просто невозможно. Восприятие города коренным образом отличается у жителя это города и приезжего. Житель города редко фотографирует то, к примеру, что интересно для туриста, для приезжего. Т.к. последний, фиксирует то, что тиражируется и узнаваемо без надписей – что итак известно. И эти фотографии делаются в любом городе специально для тех, кто приезжает, чтобы увидеть то, что общеизвестно своими глазами. Для жителей же городов – интерес представляют совсем другие вещи, «свои» места, символы и образы – связанные с пространством города, его архитектурой и общей атмосферой. Турист, в соответствии с концепцией Мишеля де Серто [1] является потребителем культуры, атмосферы, колорита города, а вот житель может быть как потребителем, так и производителем, «самопроизводиелем» смыслов городского пространства.
У приезжего изначально вообще нет образа города, а есть только некий стереотип, который сложился под влиянием того, что человек ранее слышал, видел или читал об этом городе. Но, попадая в сам город, у человека тут же возникает первичный образ этого города, который в дальнейшем может смениться полностью, но, как правило, дополняется и развивается. С развитием города меняется и его образ - образ города в сознании человека не есть некая застывшая аморфная масса, а - динамичное местоощущение. Таким образом, образ любого города – это некая крайне субъективная совокупность исторических, географических, бытовых и психологических составляющих, частных портретов-срезов этого города.
Город это открытая, самовоспроизводящаяся система знаков и символов, включающая в себя природные и урбанистические ландшафты, городскую планировку, памятники архитектуры, особенности организации уличного пространства (например, знаки уличного движения), декоративное оформление, лозунги и транспаранты, рекламу, дизайн, наконец, значимые черты внешнего облика и поведения самих городских жителей.
Рассматривая фотографии, я смог их объединить в несколько разных групп – благодаря которым, мой город ожил на этих снимках. Город для меня – это «мои места», это «люди» (не обязательно знакомые) и это «официальный облик». Итак, остановимся поподробнее.
 
«Мои места».
Городская среда – уникальная и неповторима, она несет в себе следы прошлого, но при этом всегда индивидуальная и неповторима, потому что всегда преломляется через наше личностное впечатление, наш личный опыт. Где еще мальчишкой бегал по крышам соседних домов, где играл в «казаков-разбойников» и «лапту».
Сегодня, приходя на эти места, забираясь на крыши, приходя на школьную спортивную площадку – я зачастую вижу не то, что действительно есть сейчас – провалившийся чердак деревянного дома, провалившееся бетонное покрытие на площадке, где когда-то играли. А вспоминаю тех, с кем был в этих местах, что испытывал, чему радовался и чему огорчался. Для постореннего взгляда – это ничем не примечательные полуразвалившиеся дома, дворы, улицы, а для меня – это жизнь, это время моего взросления, это время которое дарит нам беззаботное детство.
Становясь старше, появляются новые интересы и мечты, и одновременно, расширяется территория, которую ты считаешь своей. И опять же – значимые места моего города – это те места, где я был на свидании с девушкой, это то, где с друзьями обсуждали планы на дальнейшую жизнь. И в дальнейшем наши пути разошлись, но при каждой встрече – мы вспоминаем тот Иркутск, в котором мы мечтали, мы желали и надеялись на лучшее.
 
Наверняка, когда я стану старше – в Иркутске появятся новые мои места города, где для меня будут важны и знакомы совсем другие черты – но при этом, это всегда будет место – связывающее меня с моим прошлым, настоящим и будущим... 

"Люди".
Люди везде одинаковы, но при этом – они все такие разные! Люди, приходящие в определенные места; люди, ведущие особый образ жизни; люди, ставшие частью какого-то места – они все также формируют и определяют колорит любого города. Мне всегда интересны прохожие, живущие в свом мире, но соприкасающиеся с мирами других людей – через слова, поступки, действия. Наблюдая за ними – начинаешь понимать – что ими движет, что влечет, о чем они мечтают и чем живут. Это люди – которые есть вокруг меня, значит, во мне тоже есть многое от них. Наблюдая за ними – понимаешь какой ты…

 
  
   

Молодежь, наверняка, во все времена одинакова – общение, развлечения, учеба или работа – это то, чем живут мои сверстники. Встречая их на улицах города – я опять же – узнаю себя. Я радуюсь – когда замечаю – их радости и удивления, их мечты и восхищения, потому что – это и мне свойственно и радостно от того – что я понимаю их, а они меня!
 
  

Всегда есть место развлечению, приятным увлечениям, которые привлекают с каждым годом все больше и больше людей. Поэтому, люди – разные-разные – это тоже часть моего образа Иркутска.

 
 

Мой "официальный" Иркутск.
Фотографии не постановочные, «правильные», профессиональные, а любительские показывают значимые «официальные» места – где «принято» бывать и где, конечно же, бываю и я. Официальный облик города – это то, к чему мы привыкаем с детства. Кто-то ценит и оберегает, кто-то наоборот – не обращает внимания. Но эти места формируют общий социальнокультурный фон региона. Без этих мест – не было бы символов и мест важных и хранимых людьми в своей памяти и сердце.
 

 
  
 

Итак, образ моего города в любительских фотографиях складывается для меня из «моих мест», «людей» и «официальных мест». Этот образ мне близок – потому что он и есть часть меня. Я вырос в этом городе и впитал в себя все его такие разные места, людей, словом – всю атмосферу. К сожалению, это начинаешь понимать, когда что-то теряется, стирается из этого облика или что-то умирает в самом себе и тебя окутывает забвение. Любительская фотография – это то средство, которое может остановить этот процесс, процесс вспоминания образа своего города.
Литература:
1. Certeau de, M. The Practice of Everyday Life. Berkeley and Los Angeles, University of California Press, 1984.
Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 1336 | Загрузок: 571 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2024 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ