WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 22.11.2019, 07:19
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ

В разделе материалов: 32
Показано материалов: 1-32

А.В. Шмадченко 
  Важнейшая особенность общественно-политической жизни современной России – признание этничности, национальных различий и интересов делом естественным и в определенных пределах законным. Сильные этнократические мотивы в политике ряда образовавшихся на развалинах СССР новых независимых государств, острый кризис прежней системы ценностей и стремление заменить ее национальной идеей, ожесточенная борьба за перераспределение ресурсов и ряд других причин – все это ведет, в частности, к тому, что многие социальные конфликты и противоречия приобретают этническую окраску, а всегда существовавшие национальные предубеждения, предрассудки, реальные и мнимые обиды и недовольства открыто проговариваются и становятся реальным фактором общественных отношений.
КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Просмотров: 2790 | Загрузок: 570 | Добавил: Админ | Дата: 07.03.2010 | Комментарии (1)

Е.В. Ширибон
   Городская среда как феномен культуры представляет собой напластования, наслоения сообщений или, по выражению Ю.М. Лотмана, «котел текстов» [Лотман, с. 35]. В городской культуре мы находим не только разные тексты, но и разные языки, на которых они «пишутся», разные коды, необходимые для их прочтения и восприятия. Городская среда представляет собой динамику означающих, создающих потоки смысла или бесконечные цепи метафор, где означаемые расщепляются и сами становятся означающими.

М.Н. Чувашова
   Загадка человека, сравнивающегося себя, т.е. отождествляющегося или идентифицирующегося с каким – то определённым, на его взгляд, идеальным для подражания, кумиром или выбирает круг общения, где его интересы совпадут с интересами данного общества, состоит в его психики. На восприятие человеком информации влияет его картина мира.

П.А. Трескин
   Одним из главных условий жизнеспособности социальных систем являются различные идентификации их членов. Особая роль в формировании социокультрных механизмов принадлежит религии и религиозной идентичности. Религии выступали их основным инструментом в традиционных обществах, но и в современных условиях не утратили своей роли. Понятие «новая религиозность» и его производные («новые религии», «новое религиозное сознание», «новые религиозные движения», «нетрадиционная религиозность» и т.д.) широко используется в современных гуманитарных науках (прежде всего, в религиоведении и культурологии).

В.А. Солодова
   "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен", - говорил Конфуций. Это высказывание несет в себе глубокий философский смысл, но применительно к современной России вызывает массу противоречий. Понятие "перемена" может носить негативный оттенок в случае ассоциации его, допустим, с народными волнениями на какой либо почве (в том числе и потере идеологии, что происходило в России начала 90 годов XX века), войной. С другой стороны, при его ассоциации с понятием естественной трансформации, оно несет уже совершенно иной характер, по моему мнению, положительный и прогрессивный.

А.Е. Смирнов  
   В эпоху предельного ускорения истории требование адекватности методологии природе и характеру исследуемого объекта приобретает в социокультурных исследованиях особую императивность. Среди ряда современных методологически-значимых школ и течений, к каковым справедливо относят неоинституциональную парадигму, теории структурации, новой культурной истории и др., следовало бы также назвать семиотику культуры Ю.М.Лотмана. Продуктивность последнего направления видится нам в акцентировании особого внимания на знаково-символическом измерении социальности, в частности – процессах конституирования социальных смыслов.

И.П. Рещикова
   Быт может рассматриваться как повседневный модус бытия. Базисной структурой быта и «точкой сборки» бытия является Дом – здание, строение для жилья, жилище. Этот функциональный смысл фиксируется как основное значение слова дом в словарях, но во все времена он нагружен символической семантикой. Дом есть символический аналог упорядоченного, гармоничного мироздания, взятого в человеческой размерности. Дом символизирует и самого человека – как в его телесности (дом-«утроба»), так и в его экзистенции (символ человека, нашедшего свое прочное место во Вселенной).

А.В. Попов
   Процесс внедрения информационных технологий в экономическую систему может рассматриваться исходя из опыта в становлении предыдущих инфраструктурных трансформаций. Таковыми являются, например, железные дороги, телеграф или телефон. Определённая преемственность технологии с точки зрения её инфраструктурной функции, является важнейшим подходом постижения современного общества в динамике его функционирования. Изучение интернета и информационных технологий в рамках трансформирующегося общества, преимущественно использующего капиталистические взаимоотношения, раскрывает противоречия в социальных процессах современности.

О.А. Полюшкевич
  Трансформация социально-культурных и экономико-политических условий современной России ведет к изменению не только реального поведения, но и представлений людей о том, как следует себя вести в меняющихся условиях. Социальные представления формируются с разных сторон: с одной стороны – это результат давления «сверху», через изменение социально-политических условий функционирования общества, где индивид вынужден адаптироваться к новым условиям, вырабатывая ранее не присущие ему черты и способности; с другой стороны – это результат личностного изменения, который формируется через различные системы социализации.

О.А. Полюшкевич
  Современное общество предполагает формирование человека, обладающего качественно иными характеристиками, нежели чем его предшественники, умеющего быть мобильным и гибким, адаптироваться к нелинейным трансформациям и непредсказуемым ситуациям. Наиболее активной и мобильной группой в этих условиях является молодежь. Поэтому, изучение условий и особенностей функционирования личности молодого человека в период перемен и является базовым условием понимания «нового человека», «новой личности».

Г.И. Подолянова
  «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания».
Федерико Майер, генеральный секретарь ЮНЕСКО.
  Россия многонациональная страна, где проживают более 120 народов. К сожалению, после распада СССР, в условиях социальной, политической и экономической нестабильности последних десятилетий обострилась социальная напряженность в обществе, сопровождаемая межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма.
Читать дальше

А.А. Петренко-Лысак
  Глобализационные изменения современного мира и трансформации общественных устройств сопровождаются актуализацией обострения дихотомии «публичное vs приватное» в разнообразных пространствах социального мира.       Интерес к процессам приватной сферы, значимости приватной жизни, разнообразных форм ее партикулярности представлен работами ученых в области философии, психологи, истории, антропологии, в том числе и социологии. Исследователи обращались к изучению взаимосвязи сфер приватного и публичного пространств, их аксиологической значимости, спецификой процессов размывания границ между ними или же к процессу уплотнения одного пространства за счет другого в разных типах общественных устройств и в разные исторические периоды существования человечества.

Ю.О. Папушина
  Ж. Бодрийяр снискал большую известность своей попыткой систематизировать на фрейдо-марксистской и структуралистской основах смыслы потребления и отдельных вещей, бытующих в современном капиталистическом обществе. Кроме того, он ввел в широкий научный и околонаучный оборот понятие симулякра, знака без референта, чистого фантазма, копии без оригинала. Синтезировав две главные для творчества Бодрийяра темы, автор данного текста ставит целью продемонстрировать перспективы использования понятия симулякра для понимания смыслов и образов потребления.

А.Г. Панько
   Среди инструментов противостояния власти – смех является наиболее доступным и наиболее загадочным. Их всех видов социальной оппозиции смех и юмор относятся к виду, который можно обозначить в качестве «аформального», то есть, находящегося вне формы или её отсутствия. Аформальный вид социальной оппозиции является, с одной стороны, самым мягким, с наименьшей рефлексией, с наибольшей степенью дисперсности членов, но с другой стороны – наиболее устойчивым, и не ограниченным задачами оппонирования «здесь и сейчас».

А.А. Нензен
  Социальные стереотипы, складывающиеся в результате наличия определенных ментальных установок для представителей различных этнических групп, зачастую не позволяет определить реальную культурно - этническую картину страны. Заграницей, типичен обычный образ современной России, характеризуется населением, состоящим лишь из европейских русских. Этот образ совершенно неправильный: даже после распада Советского Союза, его преемница, Российская Федерация, полностью полиэтничная и многонациональная страна. Множество народов живут в крупнейшей части России: Сибири. От Урала до Тихого океана население страны составляют не только русские, но и татары, юкагиры, ненцы, эскимосы и другие этнические группы, в том числе один из самых многочисленных народов Сибири – буряты. В своей статье предлагаю рассмотреть бурятский этнос как одну из крупнейших этнических групп, проживающих на территории Байкальского региона.

А.С. Мищенко, А.И. Скиба
   Проблемы культурного, исторического и духовно-нравственного просвещения молодежи в современных условиях действительно подобны «взрыву». Они касаются формирования образовательной среды и образовательного пространства, затрагивают множество современных социокультурных аспектов и задач воспитания молодежи в самом широком смысле этого слова (в том числе формирования духовно-нравственных и этических ориентиров, социальных ценностей молодежи в рамках ее профессиональной подготовки педагогическим сообществом).

Н.В. Лысенко
   Семья - один из важнейших социальных институтов, та микроячейка общества, которая находится с ним в теснейшей взаимосвязи. Общество по различным каналам воздействует на семью, она же в свою очередь оказывает влияние на целый ряд сторон жизни: на формирование личности человека, его ценностных установок, на его отношение к культурному наследию, к передаче трудовых навыков и т.д. Тесная связь функционирования семьи и общества предопределяет актуальность исследования различных аспектов брачно-семейных отношений и интерес к этой тематике ученых многих специальностей: этнологов, историков, социологов, демографов и т.д.

И.В. Лунёва, Э.С. Шувалов
   Наше общество стремительно изменяется, тем не менее ценности образования были и остаются приоритетными для нашей культуры. Очень часто это те немногие вещи, отношение к которым идентично у разных поколений. Но каково конкретно это отношение, как влияет отношение к образованию в целом на выбор вуза и специальности, остаётся малоизученным вопросом. Учитывая актуальность указанного вопроса и опираясь на традиционные ценности, присущие российскому обществу на протяжении большого периода времени, мы и решили рассмотреть обозначенную проблему.

М.Ю. Лобус
  Равноправие мужчин и женщин закрепляется в законе. Так, в Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 19 гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Однако, положение "де-юре” и ситуация "де-факто”, увы, находятся в противоречии друг к другу. В сознании людей существуют стереотипы, которые предписывают и мужчине, и женщине определенную социальную роль.

П.Л. Кузнецов
  Социальные представления – это «идеи, мысли, образы, ценности, знания и практики, разделяемые людьми и формирующиеся в социальных взаимодействиях, прежде всего под влиянием средств массовой информации» [3]. В данной работе будут рассмотрены социальные представления в условиях провинциального социума на примере города Тулуна Иркутской области.

П.Л. Кузнецов
  Крестьяне – «мелкие сельскохозяйственные производители, которые с помощью простых орудий и труда членов своих семей получают продукцию главным образом для собственного потребления, прямого или косвенного, и для выполнения обязательств перед обладателями политической и экономической власти». Крестьяне, безусловно, формируют класс даже в условиях современной России. В советское время крестьяне составляли один из двух официально признаваемых классов.

О.А. Кармадонов
   Символическая природа социальных изменений и ее более или менее сознательное использование разного рода реформаторами достаточно очевидны и отмечались уже исследователями феномена, хоть и не часто, и преимущественно в теоретическом аспекте. По словам Здислава Маха, - «Символические структуры имеют репутацию консервативных факторов. Действительно, есть много примеров того, как они не изменяются одновременно с другими аспектами социальной жизни, несмотря на трансформацию политической или экономической систем. Само понятие традиции, являющееся сущностью обычая, ритуалов, или религии, подразумевает скорее продолженность, нежели радикальную смену.

О.В. Захарова
  ХХ век стал переломным в области трансформации гендерных стереотипов. В целом они стали мягче, чем это было 100 лет назад (однако их общая дискриминационная направленность сохранилась, теперь, правда, в завуалированной форме). В последние десятилетия даже заговорили о «кризисе маскулинности» и «феминизации общества», хотя подобные разговоры, как нам думается, преждевременны. И результаты многочисленных исследований, и обыденный опыт подтверждают сохранение доминирования мужчин в публичной сфере.

А.В. Завьялов
  Стереотипы являются одной из сторон нашей многогранной жизни. Традиционно между соседствующими народами возникают этнические образы друг друга, чему способствуют тесные экономические, политические, культурные связи и особенности национального характера народов. Не стали исключением народы Украины и России. У украинцев и русских, несмотря на все разногласия в политике и экономике, сохраняются добрососедские отношения на уровне народов, но, несмотря на это, оба они придумали прозвища, пословицы, поговорки, песни, которые тем или иным образом формируют определённый образ народа-соседа.
Читать дальше

Ю.В. Дутова
  В нашей жизни существует множество стереотипов, они окружают нас повсюду: при знакомстве мы приписываем человеку те качества, которыми он должен обладать, а не которые есть в действительности. Формируются подобные представления в процессе воспитания (естественный способ), когда родители прививают ребёнку те знания, которые когда-то сами получили от своих мам и пап; во время общения со сверстниками (с раннего детства человек подвержен мнению большинства, учитывает поведение своих друзей, их взгляды на «хорошо» и «плохо») и др. Не последнюю роль в этом играют и СМИ.

К.И. Домбровская
  Время не стоит на месте и наше общество, идя в ногу с ним, постоянно трансформируется, меняется, приспосабливаясь к новым окружающим условиям или приспосабливая условия к своим потребностям. Социальная память при этом остается той тонкой ниточкой, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. По своей сути социальная память — это память общества, воплощенная в материальных вещей, документах, языке, менталитете, живом знании, социальных нормах, технологических умениях.

Л. А. Гуринович
  О необходимости развития гражданской позиции у современной молодежи сегодня говорят повсеместно ученые и политики, работники учреждений образования различных уровней и специалисты по работе с молодежью. На проходящих в настоящее время (сентябрь 2009 года) мероприятиях, проводимых в рамках «Декады молодежи», к этой теме обращались разные по возрасту и другим характеристикам участники конференций и круглых столов, однако в унисон звучала одна мысль: «Общественную активность молодых пора активизировать». 

А.И.Бобков
  Если говорить о проблемах социальных изменений в современной России, то проблема культурофобии на сегодняшний день является одной из самых эвристичных. Даная эвристичность очевидна, если определить культуру как совокупность ключевых идей позволяющих человеку, постигая их, осознавать то, что человеческое в нем постоянно находится под угрозой симуляции и как эту угрозу преодолевать. Но осознание угрозы человеческому, как основание творчества в рамках культуры, приводит к возможности преодоления структуры тотального рынка, покоящейся на искоренении человеческого, а это значит, что культурофобия в современном обществе является желательным состоянием массового сознания.

В.П. Беклемешев
  Практика социально-экономического развития в её комплексном формировании все больше подтверждается укреплением взаимоотношений и взаимодействий на уровне вновь создаваемых как теоретических, так и практических составляющих. Опыт предлагаемых методических и методологических составляющих однообразно подходит к рассмотрению круга вопросов характеризующих возможность оптимального, эффективного функционирования. Так, одни авторы предлагают сосредоточиться на «качестве планового регулирования», другие, напротив указывают на «организации управления социально-экономическим развитием» склоняясь к деятельности в трудовой сфере, но ориентируясь на «социальную составляющую». 

М.Е. Барсукова
   В момент перехода к современному рыночному пространству мы столкнулись с проблемой самоопределения молодого поколения не только в общекультурном смысле, но в рамках таких социально-экономических категорий как рынок труда. В настоящее время молодые люди имеют гораздо больше потенциальных возможностей для выбора профессии и дальнейшего построения карьеры в зависимости от личных интересов и собственного волеизьявления. Но насколько действительно вероятно достичь желаемых результатов в выборе специальности и дальнейшем профессиональном росте в условиях современного рыночного хозяйствования постараемся определить в данной статье.

П.А. Баёв
   Трансформация в современной России – это особый и достаточно специфичный процесс изменений, поскольку он непосредственно связан с драматическими событиями, происходившими в нашей стране на протяжении уже более чем четверти века. Первые признаки дестабилизации были ознаменованы концом «застойного периода» и началом «постбрежневской неопределенности». Перестройка 1985 года внесла определенный смысл, но, вместе с тем, дополнила картину жизни российских граждан катастрофическими событиями. Постперестроечный период характеризуется появлением иных стрессоров, и, самый главный связан с такими социальными потрясениями как экономическая депривация и социальная аномия, затронувшие практически всё население страны.

Петухова С., Абрамов Р.
  Одним из ключевых сюжетов, сопровождающих процесс трансформации, является взаимодействие «старого» и «нового», в том числе в контексте восприятия человеком, соотнесения и принятия. В связи с этим отдельный интерес представляет рассмотрение восприятия «старого» и «нового» инновационными группами (потенциальными распространителями инноваций)


COPYRIGHT © 2019 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ