WWW.FST.MY1.RU
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ
|
| Пятница, 29.03.2024, 06:22 | | RSS | Феноменология социальных трансформаций | Главная |
Мокроусова А.К. - Форум
Мокроусова А.К.
| |
Администратор0883 | Дата: Четверг, 14.04.2011, 18:44 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 62
Статус: Offline
| Мокроусова А.К. Подходы к исследованию материальных трансформаций общества: пространство и власть
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Суббота, 16.04.2011, 21:19 | Сообщение # 2 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Статус: Offline
| Хорошая статья!!! Но хотелось бы понять Вашу оценку, как власть структурирует или деструктурирует пространство (на примерах России, если можно)?
|
|
| |
Анастасия_Мокроусова | Дата: Воскресенье, 17.04.2011, 05:01 | Сообщение # 3 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Здесь можно выделить, как мне кажется, минимум два уровня: «физический» (административное деление различного рода) и символический (то, какими смыслами власть наполняет то или иное пространство). В первом случае достаточно очевидно, что на подчиненной территории от власти зависит, например, то, какие районы будут объединены в область и как пройдут границы (внешние и внутренние). Как показывает опыт, власть по тем или иным причинам (предположительно экономическим) может, например, объединять области (объединение Пермской области и входившего в её состав Коми-Пермяцкого автономного округа с появлением Пермского края, появление Красноярского края, Забайкальского края, Камчатского края...), может объединять часовые пояса или отменять переход на «летнее время» (зону действия «летнего времени» тоже можно назвать определенным пространством). В случае с объединением областей может быть проведен референдум, в случае часовых поясов обошлись без него. На символическом уровне влияние власти может выражаться, например, в том, что из каких-то областей «делаются» (т.е., например, через усиленный PR в СМИ) «спортивные» (Краснодарский край), из каких-то зоны «современной культуры» (Пермский проект), из каких-то «российский Лас-Вегас» (зоны, в которых разрешен игорный бизнес), какие-то территории получили «статус» опасных, «мятежных» и теперь для власти стоит больших усилий, например, как мне кажется, «переключить» общественное сознание на Кавказский регион, как зону развития спорта, образования, культуры, туризма и пр. Это самое очевидное, что приходит сейчас в голову… Думаю, можно выйти и на более тонкий уровень описания. И, безусловно, как я замечала, эти два уровня взаимосвязаны. Без «физических» изменений труднее поменять смысл пространства (хотя, конечно, возможно, просто это, как кажется, несколько сложнее), а смысловые изменения так или иначе «потянутся» за «физическими»...
|
|
| |
Vladimir_Alekseevich | Дата: Пятница, 22.04.2011, 00:00 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Анастасия, правильно ли я вас понимаю, что вы считаете, что сначала меняется быт, физическое пространство, а вслед за ним меняется сфера символического, более тонкого пространства мира? Т.е., говоря словами классика: "бытие определяет сознание"? И отсюда следует, что более грубые формы изменения пространства - вооруженные конфликты, революции и т.д. будут более "эффективно" трансформировать пространство (как физическое, так и символическое)?
|
|
| |
Анастасия_Мокроусова | Дата: Суббота, 23.04.2011, 05:29 | Сообщение # 5 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Здравствуйте, Владимир Алексеевич! Большое спасибо. Собственно, это и есть основной фокус моего научного интереса. Однако однозначно ответить на Ваш вопрос я, к сожалению, не могу. В статье, представленной на семинаре, я попыталась обратить внимание на то, что использование определенного языка описания (в частности теории структурации А. Гидденса), позволяет нам говорить именно о взаимовлиянии (о дуальности) изменений пространства и социальных изменений. Действительно, трудно однозначно сказать, что является причиной, что следствием (на первый взгляд, кажется, что, просто опираясь на здравый смысл, можно привести примеры, «подтверждающие» как ту, так и другую версию). Ваш вопрос же касается как раз той гипотезы, которую я собираюсь проверить: влияют ли пространственные трансформации на разного уровня социальные изменения. Прошу извинить, если данная гипотеза прозвучала в моем докладе уже как доказанная. Работая с этой гипотезой, я несколько боюсь уйти в «радикальный марксизм», и Ваш вопрос, как я вижу, полностью подтверждает мои опасения... Думаю, это лишнее напоминание мне об осторожности. Благодарю. С одной стороны, полностью отрицать влияние изменений «среды обитания» на людей сложно. Например, А. Лефевр называл отсутствие серьезных изменений пространства одной из причин неудачи российской революции 1917 г.: «Изменить жизнь!» «Изменить общество!» Эти заповеди ничего не значат без производства соответствующего пространства» [Lefebvre H. The production of space. P. 59]. Однако, собственно, Лефевр неомарксист и есть… поэтому я как раз и хочу разобраться, каким образом можно говорить о влиянии пространственных изменений на социальные, какие ограничения, возможно, придется ввести, какие концепты прописать… Думаю, здесь много подводных камней. Так, даже в Вашем вопросе, как мне показалось, Вы перешли (во второй части) от влияния пространственных изменений на социальные уже к рассмотрению влияния именно социальных изменений (революции, вооруженные конфликты) на трансформации пространства (физического и символического)... Еще раз благодарю за вопрос.
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Суббота, 23.04.2011, 11:02 | Сообщение # 6 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Статус: Offline
| Анастасия, как Вы полагаете, какие субъекты современного общества определяют пространственные трансформации? Разве они (вне зависимости от того, кто или что они - вещи и/или их символы) не "руководствуются" социальными потребностями в изменении? В концепции Лефевра, на которую вы опираетесь, пространство трактуется как результат социального, как результат "окрашенного" социального мира, это новая система декодирования мира - мира, который можно "узнать". В концепции Бодрийяра - это новые "симулякры", которые делают мир (читай: пространство) понятным и простым. А пространственные трансформации служат как раз для "понимания" и "узнавания" его.
|
|
| |
Анастасия_Мокроусова | Дата: Воскресенье, 24.04.2011, 17:25 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Статус: Offline
| Попытаюсь ответить через пример города. Возможность повлиять на масштабные городские изменения есть у тех групп, которые обладают для этого либо достаточным правом и властью, либо иногда бывает достаточно сильной власти. Говоря об этих группах влияния, можно вспомнить о понятии «городского режима»: под ним обычно подразумеваются «формальные и неформальные соглашения, на основе которых общественные органы и частные интересы действуют вместе для принятия и исполнения решений» , обычные граждане также могут учитываться в понятии «городского режима», если у них есть возможность за счет общественного мнения, к примеру, влиять на градостроительную политику или любые изменения в городском пространстве. Однако эти группы не ставят (в крайнем случае, делают это очень редко) своей целью именно изменение пространства, они преследуют другие цели, в результате достижения которых меняется и пространство. Они могут заниматься повышением комфортности проживания, решать жилищные проблемы, оптимизировать транспортные маршруты, благоустраивать территорию и т.д. Такими группами, предположительно, будут властные структуры, бизнес, общественные организации. Надеюсь, что хотя бы частично ответила на Ваш вопрос (как я его поняла).
|
|
| |
Полюшкевич_Оксана | Дата: Воскресенье, 24.04.2011, 17:52 | Сообщение # 8 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Статус: Offline
| Благодарю. Вы ответили на мой вопрос.
|
|
| |
|
|