WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:11
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Развлечения в советской и современной культуре
Развлечения в советской и современной культуре
Федорченко С.

Советский союз ознаменовал очень широкий пласт нашей истории, отдельную эпоху особого советского образования, экономики, ценностей, идеологии и культуры…Постепенно всё это претерпевало изменения, и в современной России уже немыслимы ни прежняя идеология, ни культура. Меняется эпоха, меняются люди, меняются и способы, формы, виды их развлечений. Изучение и сравнение развлечений в советской и современной культуре является целью данного эссе.
Развлечение – это вид поведения человека, помогающий ему получить удовольствие.
Но под данное определение попадает огромное количество всевозможных «развлечений». Я считаю, что всё, что приносит человеку удовольствие, действительно, можно причислить к развлечениям. Но как не запутаться во всём их многообразии?
Во-первых, можно типологизировать все развлечения по определенной шкале. Но так как разные люди развлекаются по-разному, то и шкалу предлагаю сделать подвижной, то есть с возможностью дополнения ее по своему усмотрению.
На разных сторонах шкалы разместим диаметрально противоположные свойства развлечений, такие как активность – пассивность, групповое развлечение – индивидуальное, длительное – однократное, физическое – интеллектуальное, легальное – нелегальное и т.п. Плюс такого разграничения в том, что всегда есть возможность разместить любимый вид отдыха где-то между, на стыке тех свойств и качеств, которые ему присущи. Так, например, творчество как таковое может быть индивидуальным (создание картины) и групповым (украшение сцены), физическим (лепка снеговика) и интеллектуальным (мозговой штурм) и т.д.
Наглядно такую шкалу можно представить и в виде таблицы:
Таблица 1
              
- Колонки Свойство1 и Свойство2 отражают шкалу свойств, присущих развлечениям. В колонке примеров  ближе к Свойству1 находятся развлечения, отвечающие данному параметру. В колонке примеров ближе к Свойству 2 находятся развлечения, отвечающие этому параметру. В срединной колонке находятся примеры «смешанных» развлечений, т.е. которым присущи оба заявленных свойства.

В данную таблицу можно включить все, без исключений, развлечения, в том числе развлечения советской культуры. Но что именно мы под этим понимаем? Как развлекалось поколение той эпохи? И чем их развлечения отличались от наших?
Для сравнения развлечений в современной и советской культуре, был проведен экспресс-опрос в двух группах: 1) до 25 лет и 2) старше 25 лет.
В первой группе (до 25) на первом месте было общение, чтение, походы в кино. Далее спорт, телевидение, танцы, походы в кафе и клубы, рисование, прогулки по городу и паркам.
Во второй группе (после 25) на первом месте были групповые развлечения такие, как подвижные игры, прогулки. Далее походы в кино и театры, рыбалка, отдых на природе.
Как мы видим по результатам опроса, развлечения в советской культуре и современности фактически не отличаются. Но стоит отметить то, какой смысл вкладывался людьми разных эпох в одни и те же виды деятельности. Например, если для нас сейчас походы в клуб – это далеко не обязательно танцы, а чаще и всё что угодно, кроме танцев. То во время СССР дискотеки и походы в клубы были местом именно танцев и встреч по интересам, не связанным с алкоголем и тому подобными занятиями. Да и клуб как таковой представлял совершенно другой объект в восприятии людей.
В свою очередь реклама развлечений, абсолютно изменившаяся внешне, по-прежнему несет схожие смыслы с теми, что были в светское время. Но, если раньше, взывая к человеку, пропагандировались «полезные» развлечения, приветствовались кубики-рубики, шахматы, то сегодня спектр рекламируемых развлечений расширяется.
В чем, на мой взгляд, скрытые смыслы реклам не изменились? Это видно из того, что и сейчас, и ранее апеллировали к чувствам человека, к его далеко не всегда поддающимся рациональному объяснению качествам, просто раньше это подавалось под другим соусом. Если в советское время говорилось, что клуб «Н» набирает секцию по шахматам, то тут же отмечалось какие они умные люди, как почетно быть их членом, быть активистом и интеллигентным человеком, «настоящим гражданином Советского Союза». Человеку очень важно быть успешным, чтобы его признавали. Так и сейчас говорят о том, как «уникален человек», о том, что «именно» он может сделать «грамотный выбор», «рациональную покупку». При этом нам всегда рисуют положительный образ семьи, друзей и т.п., то есть того, что важно человеку, но рисуют таким образом, чтобы сам человек был крайне значим, чтобы тешилось его самолюбие. Пусть и выражалось это в разных формах и формулировках, смысл, по-моему, остается один.
Изучив и сравнив развлечения современной и советской культуры с помощью рассмотрения теоретического материала и рекламы развлечений, а также результатов проведенного экспресс-опроса, мы можем прийти к следующему выводу:
Развлечения, занятия приносящие людям удовольствие, совершенно разнообразны, независимо от того, развлечения какой именно эпохи – советской или современной – мы будем рассматривать. Но даже внешне похожие развлечения разных культур могут нести совершенно разные смыслы.

Категория: Эссе | Добавил: Админ (10.11.2009) | Автор: Федорченко С.
Просмотров: 2195 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 3
3  
Times are changing for the better if I can get this onnlie!

1  
Интересно то как!!!
Люди всегда развлекались, придумывали игры, шутки, розыгрыши!
Но все меняется... мне вот интересно - где была точка перелома - где ЕЩЕ советская культура, а где УЖЕ российская? вернее наша??? (понятно что 91 год - все изменил) ... но я говорю именно об игровом пространстве, пространстве праздника и развлечений. Я думаю - что эта смена не так явно связана с политикой... а вы как думаете?

2  
Я всё же склонна считать, что политика играет в этом не последнюю роль. Ведь игровое пространство напрямую зависит от человека. А может ли человек не зависить от политической ситуации, в которой он живет? wink

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ