WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 21.09.2017, 11:12
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Массовая культура как средство обезличивания человека
Массовая культура как средство обезличивания человека
Красницкая А.

    В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры. В современном обществе особое значение приобрела «массовая» культура. Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно, но в последнее время она приобрела широкое распространение и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». 
Что же такое массовая культура? Как она возникла? Как она влияет на общество? Эти и другие вопросы я попробую разобрать в своей работе.
   Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг, а также средств коммуникации, способных копировать, тиражировать и просто доносить культурную продукцию до масс. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность.
   В XX веке массовая культура получает широкий размах, так как с ростом уровня жизни и дальнейшим развитием технического прогресса, а также с распространением культурной продукции с помощью средств массовой информации, человек захотел заполнить свой досуг, а раз есть потребности, следовательно, их необходимо удовлетворять. Рынок отреагировал появлением массовой культуры, или как её иначе называют, индустрии развлечений, коммерческой культуры, поп-культуры, индустрии досуга и т.д. Хотя можно сказать, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры.
   Сложившаяся таким образом массовая культура обладает своими характерными особенностями. В первую очередь её отличает коммерческая направленность, содержание этой культуры выступает в качестве потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта данной культуры – ориентация на вкусы и запросы массового потребителя, также она проста, доступна всем, развлекательна. Её простота и доступность очевидны, в противном случае она просто теряет спрос. Причем она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства, её потребителями могут быть и аристократы, и простые рабочие, в этом смысле она универсальна и демократична. Так, к примеру, известный всем «агент 007» Джеймс Бонд был любимцем президента США Джона Кеннеди и английского принца Чарльза, а также большинства людей по всему миру.
  Массовая культура использует понятные всем образы и темы: любовь, семья, успех, приключения, ужасы, преступность и насилие. Но подаётся это всё в упрощённом, даже сентиментальном виде. Оценки массовой культуры всегда очевидны, понятно, где «свои», а где «чужие», кто «добрый», а кто «злой», и естественно во всех фильмах «хорошие парни» побеждают «плохих». Массовая культура ориентируется не на личность, а на стандартный образ потребителя – подростка, домохозяйку, бизнесмена и т.д. Через механизмы моды и престижности она влияет на образ жизни людей. В этом смысле реклама – обязательная часть массовой культуры – давно перестала предлагать товары. Сегодня она уже рекламирует стиль жизни: если ты хочешь выглядеть также, как этот парень, то покупай то-то и то-то. К примеру, большинство девочек хотят быть похожими на каких-нибудь известных актрис, певиц или телеведущих, они одеваются также, они копируют их манеры поведение. Люди перестают выделяться из толпы, они живут «жизнью известных людей», они становятся похожими на них, они теряют свою собственную индивидуальность, уникальность, что подтверждает то, что массовая культура упрощает общество и обезличивает человека.
  Массовая культура предоставляет нам то, что легко воспринимается, позволяет окунуться нам в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду. Люди становятся зависимыми от массовой культуры, например, сериалы, Интернет, различные детективы, ток-шоу. Люди бегут домой с работы, чтобы не пропустить свой любимый сериал, и так каждый день, они уже не представляют жизни без этого.
  Обезличивая людей, массовая культура навязывает нам стандартные, упрощенные стереотипы, определённые образцы поведения. Но я считаю, что каждому человеку предоставляется свобода выбора, и каждый человек сам в праве решать, что ему нравится, а что нет. И выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя.
Категория: Эссе | Добавил: Админ (23.11.2009) | Автор: Красницкая А.
Просмотров: 3683 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 2
2  
Я думаю, массовая культура будет развиваться очень быстрыми темпами и люди будут зависить от неё. Не думаю, что она когда-нибудь изживёт себя, так как всё больше и больше появляется различных сайтов, программ, ток-шоу по телевидению, радио, рассчитанные на широкую аудиторию, конечно её вкусы и идеалы меняются быстро и в соответствии с потребностями моды сождаются новые. smile

1  
Настя, а вы можете нарисовать дальнейшие перспективы развития массовой культуры в обществе?
Или, возможно, вы думаете, что она изживет себя? Вопрос словом в том, что нас ждет в будущем??? biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ