WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 24.11.2017, 07:45
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Массовая культура как средство обезличивания человека
Массовая культура как средство обезличивания человека
Завадская А.

Рожденные в результате массовизации общества массовые люди являются неотъемлемой частью современного массового общества. И изо дня в день становится больше массовых людей, потерявших индивидуальность, бесследно заблудившихся в толпе. Массовому человеку некуда больше податься, кроме как потеряться в массовой культуре. Именно деление на элиту и массу и соответственно на высокое и низкое создало массовую культуру. Элита была насыщенна высокими страстями и необыкновенными характерами, в то время как массовая культура была адресована обычному человеку массы. Массовые люди – это люди, живущие серой провинциальной жизнью, они несут на себе отпечаток пустоты, застывшая в их жизни неподвижность создает в них готовность в любой момент сорваться куда угодно. Их поступки и жизнь в целом определяет глупость и бессознательность. 
И Достоевский, и Чехов, и Горький, независимо друг от друга, рисуя человека массы, в согласии с реальностью жизни придают в своих произведениях этому человеку такие характерные черты, как истеричность и ограниченность. В них скрываются корни его невозможности правильно определить перспективу своего будущего существования и в то же время в силу своей массовости, это может предопределить судьбу всего человечества. Массовый человек, осознавая, что он «как все», утрачивает ощущение своей слабости и малости. Масскульт даёт человеку «руководство к действиям», диктует способы, чтобы ориентироваться в наиболее типичных ситуациях, дает минимум сведений, но зато это всё помогает человеку вписаться в общество. 
Массовая культура, чувствуя страх человека перед будущими проблемами и опасностями, хотя бы иллюзорно защищает его от всех трудностей. Массовый человек в своей серой жизни не способен не только перестроить мир, но и изменить собственную жизнь. За масскультом стоит задача охранять массу людей в состоянии пассивных мечтаний. Массовый человек, не замечая тривиального и нетворческого характера в своей жизни, не замечает и своей жизни, и то, что он является потребителем массовой культуры. Такой человек является маленьким, потому что не может быть созидателем, он не имеет духовной силы не быть как все, не плыть по течению. Массовая же культура убеждает его в том, что если он захочет, он получит все, что ему нужно, не прилагая больших усилий. В реальности же их жизнь – это скука и унылая работа по обеспечению этой скуки. 
Хотя, в жизни массового человека много реальных возможностей: развитие науки и техники, доступность перечисленного, в том числе и культуры в современном мире, всё это могло бы способствовать его дальнейший рост. Но простота получения всевозможных благ, а также деятельность рекламы и СМИ делает главным в жизни маленького человека – потребительство. Формируется при этом и жизненная позиция, противоположная творческой. Масса нетворческих профессий делает нетворческими и искусство, ставшее сегодня сферой производства. Потребительство становится доминирующей чертой массового общества, определяющей жизнь в материальном и духовном плане. Отсутствие творчества в жизни означает дальнейшую деградацию личности, даже если человек не замечает этой неполноты своей жизни. 
В современном массовом обществе просматривается некая агрессивная апатия: постоянно что-то требуя от мира, человек не только ничего не дает ему сам. Но и даже не пытается что-либо предпринять, оправдывая это усталостью. Он всё время потребляет и расходует труд предшествующих поколений, сконцентрированный в культуре, не понимая, что и сам должен дать миру хоть что-то. Ему трудно понять, что всё, достигнутое людьми на сегодняшний день, стоило им огромных усилий и времени. И тот факт, что в современном обществе масскульт становится всё больше и больше распространен, маленьких людей становится больше чем творческих личностей, большинство просто в силу своей лени опускает руки, и малейший недобор достигнутых благ может со временем разрушить созданное сооружение. 
И отношения между людьми также становятся отношениями потребления, люди становятся одинаковыми и отношения сводятся к взаимным манипуляциям. Ценность человеческой жизни уступает место безразличию, и свою собственную жизнь человек не столько проживает, сколько следует стереотипам, созданным масскультом. 
В современном обществе человек массы не только не ощущает своей культурной недостаточности, но и становится наиболее востребован и приспособлен. Раньше же такого не было, общество никогда не делало популярным вкусы и настроения массового человека, как происходит это сегодня. 
Состояние массового человека определяет равнодушие. Пределом его мечтаний является сытость, с его равнодушного согласия происходят убийства и предательство. Такой человек и сам становится самовлюбленным, жестоким и способен убивать. 
Культура для всех – это однородность вкусов и критериев. Это не правильно, искусство не должно быть для всех, оно не подразумевает ясности и простоты, в нем не должно быть общедоступности, должно быть искусство для каждого, а не для всех. Оно обращается к отдельному человеку, к его душе, но никак не к толпе. Массовый человек не желает думать отлично от остальных, он не способен к творческому умственному усилию, и это формирует его отношение к собственной жизни. Мотивом поведения такого человека становится получение удовольствия, предпочтение мира внешних впечатлений миру внутренних размышлений. В современном обществе исчезает стимулируемая настоящим искусством мотивация к внутреннему развитию, глубокий смысл, скрытый в назначении искусства снижается и сводится к наиболее узкому значению. 
Именно масскульт формирует модель однотипности мысли и поведения. Но всё же однообразное, скудное, ограниченное существование маленьких людей и отталкивает от себя ту часть общества, не поддавшуюся веянию масскульта. Видимая стертость масскульта делает более явным его ничтожество. 
Всеохватывающая повседневность поглощает внимание и собственно жизнь человека. В понятие повседневности входит также реклама, которая заполняет собой сознание человека и вытесняет из него всё остальное. Специально созданное для тотального контролирования сознания человека информационное окружение не оставляет человеку выхода и заставляет уйти целиком в эту повседневность. Повседневность в свою очередь, чтобы привлечь обывателя, приукрашивается, в ней создаются различные соблазны, что отвлекает человека от реальности. И целью этого привлечения является самое обычное убеждение купить какой-либо товар. 
Негативное влияние на сознание оказывают также всевозможные триллеры, детективы, боевики, шоу на телевидении, в которых просматривается мысль, что от человека не стоит ждать ничего хорошего, что он жестокий, пошлый и беспринципный. 
Человеческое существование, вся его жизнь, это всего лишь череда случайных событий, которая заканчивается ничем, для массового человека. Для него жизнь как целое не имеет смысла, всю жизнь он лишь получает удовольствие, не прилагая не каких усилий ради достижения какой-либо цели. 
Ключевая проблема массового человека – его соглашательство со всем и подчинение любой форме власти. Все это лишает его индивидуальности. 
Категория: Эссе | Добавил: Админ (22.11.2009) | Автор: Завадская А.
Просмотров: 1670 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ