WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 21.09.2017, 11:18
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Массовая культура как средство обезличивания человека
Массовая культура как средство обезличивания человека
Тихонова У.


«Массовая культура многолика, но индивидуума она обезличивает…»
Д.Соболев.

      Понятие массовая культура в последние десятилетия приобрело очень широкое распространение: много написано и сказано об этом феномене. Казалось бы, что можно нового сказать по этой теме? Однако массовая культура прочно вошла в нашу с вами жизнь, поэтому споры о ней не утихают и сейчас.
     «Масскульт» – хорошо это или плохо? Что несет обществу эта культура? Каковы последствия распространения такой культуры? Эти и многие другие вопросы занимают умы большого количества ученых и специалистов…
      Вот и я, живя в эпоху массовой культуры, всерьез заинтересовалась этим вопросом.
      Массовая культура – это культура популярная, преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Широкий размах она получает с середины 20 века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Основными отличительными признаками такой культуры являются: широкая аудитория, коммерческая направленность («искусство ради денег, наживы»), упрощенные вкусы и идеалы, которые меняются в зависимости от веяний моды, по своему содержанию она враждебна народной культуре. Неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до 15-20 %  прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов ее потребителей.  Существенной стороной массовой культуры является точный выбор адресата – потребителя (молодежь, пенсионеры и др.), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход.
     Всех исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.
     Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура.  Массовая культура в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты»  и  создающее угрозу для «высокой культуры».
     Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.
     Я не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.
     Из положительного в существовании массовой культуры я вижу три аспекта.
     Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.
     Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», как, например, на просмотре фильма «Остров» Павла Лунгина, но и просто получать удовольствие.
      Ну и, в-третьих, благодаря  современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт... В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.
     С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.
То, что люди хотят быть похожими, например, на какую-нибудь «супер-пупер известную» телеведущую, копируют внешний облик, поведение, стиль жизни известных людей есть подтверждение их обезличивания и потери собственной индивидуальности. Да, кумиры были во все времена, но с приходом массовой культуры это явление приобрело широкий размах. Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое.  А тот факт, что большинство молодежи носят джинсы, пьют кока-колу и завтракают в «Макдоналдсе», есть приобщение к стандартам и стереотипам массовой культуры. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее…
     Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее… А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает…         
     Продукция массовой культуры навязывает определенные  нормы и ценности, при этом активно воздействуя на психологию человека. К примеру, возьмем пресловутое ток-шоу на ТНТ «Дом – 2». Уже несколько лет оно идет по ТВ, количество зрителей не уменьшается, и конца и края этого шоу не видно! Признаюсь честно, по началу смотрела его каждый вечер, но вскоре забросила это бесполезное времяпрепровождение. И то, что там происходит, вызывает у меня просто ужас! Активная пропаганда курения, беспорядочных половых связей, физического насилия, «ничегонеделания» - вот какие пороки культивирует  «Дом – 2» и многие подобные ему шоу – «детища массовой культуры»!
      Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и вместе с тем уводит его в мир иллюзий, где все прекрасно и хорошо! В сериалах, например, показывают очень богатых людей, но о том, откуда эти деньги взялись у героев история умалчивает.
      Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается  выбраться  из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!
     Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее. Так что же такое массовая культура для нас: доброе зло или злое добро?
     Я не могу дать на этот вопрос однозначного ответа, но факт остается фактом – массовая культура обезличивает людей, прививает нам упрощенные образцы и стереотипы  поведения.
    Однако телевидение у нас вещает не 3 канала, а намного больше плюс кабельное телевидение плюс огромный разворот компьютерного кино, большое количество журналов, книг, музыки, то есть, действительно, у нас с вами существует возможность свободного выбора, который всегда остается за нами!

Категория: Эссе | Добавил: Админ (11.11.2009) | Автор: Тихонова У.
Просмотров: 11715 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.8/25 |
Всего комментариев: 4
4  
Я думаю, что глобализация экономических отношений является причиной развития массовой культуры. Ведь чтобы заставить народ разных национальностей с охотой тратить деньги, нужно найти, как говорится, общий знаменатель, - что есть общего у всех? Это инстинкты, эмоции, реакции, желания. Например, наше желание быть привлекательными и получать сексуальное наслаждение эксплуатируется в совершенно разных видах массовой культуры - в клипах и фильмах (с полураздетыми парнями и девицами), в песнях про это, в косметической и медицинской продукции (увеличители всякого там:). А развитие средств транспорта и связи делает все это широко доступным. И благодаря прогрессу психологии, производитель научился "воспитывать" потребителя - покупай именно этот брэнд, слушай только эту группу, ходи только в этот салон красоты. Но достижением производителей является то, что они заставляют вас хотеть приобрести этот товар и это развлечение, методами тонкими и агрессивными. И наверняка вы задавали себе этот вопрос: "А зачем я это купил?".
И тут по логике моего комментария следует пуститься в страшную критику массовой культуры - ах, она делает из человека безвольного узколобого потребителя, зацикленного на сиюминутном удовлетворении своих потребностей... Я бы так сказала - быть жертвой массовой культуры или нет - это сознательный выбор каждого. "Так ведь она вездесуща, она навязчива", - можете возразить вы. А к вам в квартиру приходит дядечка с пулеметом и заставляет вас смотреть американские мелодрамы и есть поп-корн? Нет. В Интернете заблокированы сайты с классической музыкой и по телевизору нет канала "Культура"? Чем больше человек жалуется, тем больше он сдается...
Каждый день перед нами стоит множество выборов. Проанализировав то, что мы каждый день выбираем, можно выявить привычку. И придумать ей альтернативу! Человек - начало и конец всего. Ведь "засилье массовой культуры" начинается в мозге и может закончиться там же! Мой принцип - золотая середина: бери лучшее от массовой культуры и от элитарной.

P.S. Люди,критикующие массовую культуру, любят приводить в примеры достижения элитарной культуры. Но ведь сколько всего интересного преподнесла массовая культура, не говоря о том, что она сделала ближе миллионы людей по всему свету! Да, она движима деньгами. Но кушать-то всем хочется. Вопрос к Человеку - насколько Ты движим ею?

3  
Очень хорошо описана Массовая культура. Автор: Тихонова У. Спасибо вам за тщательно проделанную работу!

2  
потому что люди сами себе всё портят..

1  
Как вы думаете, почему человек соглашается на "потерю себя"??? Что им движет? И какова "цена" вопроса?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ