WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Воскресенье, 17.12.2017, 19:51
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Граффити городской среды
Граффити городской среды
Москвина Е.

   На мой взгляд, вряд ли можно найти хотя бы одного человека, который не встречал граффити – надписей и рисунков на стенах зданий, деревьях и других любых предметах. Человек везде стремится оставить свой след – не только на самых высоких горных вершинах, но и находясь в обычной, повседневной среде. И этот след, в виде надписей и рисунков, составляет заметную часть окружающей действительности. А одной из целей таких рисунков является, как известно, фиксация такой действительности.
   Для начала, нужно вникнуть в некоторые определения, касающиеся граффити.
   Граффити – неоднородное явление с динамичной историей, разнообразием стилей, программ и идеологий. Художники граффити соотносят себя с легальной и нелегальной деятельностью, занимаются исключительно написанием слов или составлением сюжетных композиций, преследуют политические, провокационные или чисто художественные цели. Все перечисленное не является границами граффити, его проявления разнообразны, как разнообразны личности и намерения его создателей.
   Художники отмечают, что в основе граффити лежит почти первобытный порыв к творчеству, внезапный импульс, побуждение к самовыражению. Граффити – стихийная живопись, а необходимым качеством является искренность. Первоначальная цель может быть разной – запечатлеть собственное имя, сообщить определенную мысль, высказать протест или просто выплеснуть эмоции. Отношение граффити к традиционному искусству неоднозначно. Некоторые граффитчики сознательно противопоставляют себя «официальной» культуре, обвиняя ее в зависимости от чужого мнения и условий. Они определяют граффити как принципиально «свободный» ничем не скованный способ самовыражения.
   Другие не столь категоричны и рассматривают граффити скорее как вид живописи, имеющий конкретные цели и задачи (эстетические, просветительские, пропагандистские и т.п.) и приветствуют наличие художественного образования. Но и те, и другие признают, что изначальная суть граффити состоит в некоем вызове. Хулиганство, риск, жажда приключений, бесконечное повторение собственного имени как способ заявить о себе, ночные рисования – с подобных вещей начинают почти все, даже если впоследствии граффитчик приходит к другим формам творчества и начинает зарабатывать деньги. Мирным и спокойным людям, которые смотрят на результат работы, передается часть ощущения стремительности процесса – в этом также состоит цель граффити, в любом случае, той его части, которая сознательно рассчитана на зрителя – вызвать как можно более сильный эмоциональный отклик. Многие художники демонстрируют прекрасное владение пространством, остроумно вписывая в него какую-нибудь надпись или сюжетный рисунок. Острое чувство контекста, среды является необходимым условием удачной работы. Дорожные знаки, объявления, указатели и архитектурные детали могут стать фрагментом граффити, предметом игры.
   Я считаю, нельзя говорить, что явление граффити стоит в стороне от культуры. Граффити связаны со всем популярным искусством 20 века. Комиксы, графический дизайн, телевидение, реклама, корпоративные логотипы, видео – все это граффити заимствуют, перерабатывают и как бы пародируют (так же активен и обратный процесс- заимствование).
   Одно из отличий граффити от традиционного произведения искусства состоит в недолговечности. Художник заранее знает, что его работа обречена на уничтожение. Поэтому законченный рисунок всегда фотографируется. Граффити существуют в двух состояниях - физическом и виртуальном. Если рисунок не сохранить на фотографиях, рано или поздно он навсегда исчезнет. Если граффити никто не видит, они теряют смысл, поэтому тиражирование граффити в журналах и сети Интернет – естественный процесс.
Недолговечность граффити заставляет художника особую роль уделять самому процессу рисования. Произведение не рассчитано на века и оценку потомков. Работа делается в конкретный момент и для конкретного момента. То, что работа была сделана, как она была сделана и почему – эти вопросы более важны, чем формальные особенности. В этом, вероятно, следует искать причину неодобрительного отношения большинства граффитчиков к позднейшим поправкам и переделыванию готового рисунка.
   В разговоре о граффити нередко упоминается реклама. Граффити и рекламу сближает элемент демонстративности, в том числе и в выборе места: общественный транспорт, автомагистраль, стены домов и т.п. Во многих случаях граффити сознательно противопоставляют себя рекламе. Реклама раздражает, так же как граффити могут раздражать или внушать чувство опасности. Реклама навязчива и часто глупа и безвкусна. Граффити выступают как альтернатива рекламе в формировании городской визуальной среды. С точки зрения граффитчика наличие власти и денег позволяет заявить о себе любыми доступными способами – с рекламных щитов, телеэкранов, страниц журналов и т.п. Посредством рекламы кто угодно может передать свое изображение, свое имя, навязать свое мнение. Граффити противопоставляют себя рекламе в качестве средства бесплатного публичного выражения. Граффитчики часто определяют свою деятельность как художественный захват пространства, несанкционированное вторжение на территорию, которую присвоили персоны, обладающие деньгами и властью, но не имеющие художественного вкуса и права диктовать свои представления о красивом и правильном.
   Простой житель города может относиться к граффити равнодушно, снисходительно, положительно или настороженно. Я слышала множество мнений и отзывов по поводу граффити. Для людей живущих где-то на окраинах города, они могут вызвать ощущение опасности, беспорядка и деградации. Кажется, что граффити, не уважающие общественную и частную собственность, могут стать первым шагом к более серьезному преступлению. Однако, как нам представляется, лишь небольшая часть граффитчиков ставит целью сознательно испугать обывателя. Художник, (если ему не безразличен зритель вообще) ставит целью привлечь внимание для того, чтобы предать определенную мысль или эмоцию. Способ это сделать может быть разным – шокирующим или очаровывающим. Граффитчик имеет свой кодекс чести и вовсе не будет рисовать где попало. Сознательная или бессознательная цель граффити вовсе не в чистом вандализме. Как правило, за вандализмом, который во многих случаях, конечно, имеет место, стоит что-то еще.
   Следует еще раз обратить внимание на неоднородность граффити. Различные авторы и команды могут стоять на принципиально разных позициях и формулируемые ими цели могут быть противоположными. Граффити – сложное явление, которое противопоставляет себя официальной культуре, но при этом уже давно вписало себя в определённый вид искусства. Граффити эволюционируют, находясь в постоянном диалоге с жителями города, и заслуживают серьезного изучения.
   Этим самым, я показа картину граффити в городской среде, и, на мой взгляд, она довольно печальная. Почему граффити существуют? Почему существуют именно в таком виде? И как людям к этому относиться? Воспринимать это, как определённый вызов, или, возможно считать зарождающимся видом искусства? Все эти вопросы остаются открытыми, и никто с точностью не может ответить на них. Очевидно, что никто не имеет исчерпывающего представления об этом  явлении. Лично я считаю, каждый человек имеет право на самовыражение и должен быть услышан. Вероятно, именно это есть главное послание граффити.
   В заключение своего эссе, я бы хотела продемонстрировать несколько фотографий, на которых показаны граффити в городе Иркутске. Как можно заметить, на первых четырёх фотографиях, изображены профессиональные граффити. Это видно и по технике исполнения, и по качеству выполненной работы.


   
   Что касается последующих четырёх фотографий, то эти работы выполнены не профессиональными граффитчиками, это видно по сложности выбранных рисунков.







Категория: Эссе | Добавил: Админ (30.09.2009) | Автор: Москвина Е.
Просмотров: 2646 | Рейтинг: 3.3/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ