WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:12
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Граффити городской среды
Граффити городской среды
Тихонова У.

   Вряд ли в наше время можно найти хотя бы одного человека, который ни разу в своей жизни не встречал граффити – надписей и рисунков на стенах зданий, деревьях, предметах… Человек везде стремится оставить свой след – не только на самых высоких горных вершинах и луне, но и находясь в привычной городской среде. И этот след, в виде надписей и рисунков, составляет заметную часть нашей с вами окружающей действительности, но давайте задумаемся, много ли мы знаем об этом ультрасовременном течении молодежной культуры… Оказывается, что представление довольно расплывчатое…
   Так случилось и со мной. Идя рано утром по своему двору в любимом городе Ангарске, я с удивлением обнаружила на соседнем доме незамысловатую, но очень даже внушительную по размерам надпись, нанесенную обычным угольком, цитирую: «18 рулит! YO! ».
 Невольная улыбка появилась на моем лице при виде этой надписи, однако я задумалась…задумалась о граффити, и поняла, что я совершенно ничего об этом не знаю! Так обычная, ничем не примечательная надпись стала поводом для подробного изучения популярной молодежной субкультуры, а именно граффити городской среды.
Нацарапанный автограф, нецензурные бранные слова на заборе, свастика на синагоге, реалистичное изображение на бетонной стене, расписанные вагоны метро – все это имеет общее родовое понятие «граффити».
   Слово граффити происходит от итальянского «graffito» - «нацарапанный», в употребление понятие ввели археологи применительно к посторонним надписям на поверхностях древних и античных памятников. Так что традиция течения уходит своими корнями в глубь веков. Однако как субкультура, граффити зародилось совсем недавно.
   Зародилось движение граффити в 1970-е годы в бедных кварталах Нью-Йорка. Легендарным родоначальником граффити считается нью-йоркский подросток по имени ТАКИ с 183-ей улицы Манхэттена. Этот 16-летний паренек работал рассыльным и во время своих постоянных перемещений по городу оставлял в подземке, на стенах домов, в общем на любом пригодном для надписи месте свое имя TAKI 183. Таки стал известен всему городу благодаря статье в крупнейшем американском издании New York Times, и ему стали подражать и другие нью-йоркские тинэйджеры. Администрация города просто была в панике, не успевали они закрашивать одни надписи, как на их месте появлялись новые.
   Так зародилась новая культура, которая приобрела большую популярность у молодежи и стала называться «граффити». Первая «тусовка» граффитчиков состоялась в 1972 году на 188-й улице Манхэттена. За 3-4 года своего существования это движение получило широкое распространение не только среди нью-йоркской молодежи, но и тинэйджеров других городов США. В Россию культура граффити пришла в начале 90-х годов, когда в Америке и Европе она уже давно стала модным течением. Важно отметить, граффити наряду брейк-дансом, рэпом, скейтбордингом является элементом хип-хоп культуры.
   Субкультурную доминанту граффити составляет рисование и писание в публичных местах. Граффити выполняются обычно краской, распыляемой из баллончиков, в специальной художественной технике и представляют собой надписи, рисунки или сочетания одного и другого.
   Немного терминологии субкультуры граффити. Первое о чем стоит сказать – это о «стайлах» (шрифтах, применяемых графферами), которые совершенно непонятны для непосвященных в эту культуру людей. Для этого, собственно говоря, эти стайлы графферами и придумывались. Среди стайлов особенно распространен вайлдстайл - все буквы изображаются переплетенными одна с другой. Из более простых для исполнения и прочтения стайлов чаще других используются бабллеттер - толстые, округлые, как бы «дутые» монотонные буквы и блокбастер буквы - прямоугольные по контуру со сплошной одноцветной заливкой.
   У каждого более или менее серьезного граффера есть собственная коллекция фотографий и перерисовок чужих работ, на которые он может ориентироваться, вырабатывая собственный стиль. Каждая композиция (сленговое рiесе, от английского masterрiесе - шедевр) уважающего себя граффера должна быть самостоятельным произведением: на граффити, уличенных в неоригинальности, пишут уничижительное «байтер».
   Поэтому с обретением опыта и мастерства граффер обычно берет новый стритнейм (графферская разновидность никнейма, имя для тэга - подписи граффити), чтобы не быть идентифицированным другими как автор своих же прежних работ.
   Сложные граффити выполняются по скетчам - заранее подготовленным эскизам на бумаге, адекватное масштабное воспроизведение которых на стене считается делом сложным, требующим большого опыта и мастерства.
   Все графферы в зависимости от деятельной практики делятся на райтеров и бомберов. «Бомбить» - значит оставлять надписи и рисунки в запрещенных для этого публичных местах: па стенах домов и ограждений. Особенно ценится среди граффитистов трэйновый бомбинг - на вагонах трамваев, поездов метро или пригородных электричек. Бомбинг ассоциируется с героизмом, риском, дерзостью. Бомбинг поддерживает статус графферства как движения запрещенного, преследуемого властями и законом.
   Своего рода антагонизмом бомбингу является так называемый райтинг - рисование граффити в специально отведенных для этого, официально разрешенных местах, исполнение рекламных и оформительских заказов. Райтинг требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями.
   Каковы же причины приобщения молодых людей к субкультуре граффити? Я думаю, что здесь можно выделить четыре основные причины: слава, художественное самовыражение, энергия и мятеж. Известность и признание очень важны для любого граффера, как и реализация своего творческого потенциала. Это два важнейших фактора.
   Ошибочно думать, что граффити – это занятие для подростков от 12 до 18 лет. Для графферов со стажем рисование - это уже не просто «детская забава», а образ жизни, неотъемлемая часть их повседневности. Может сложиться впечатление, что граффити – это ненужное, бестолковое занятие. Но вы ошибаетесь, если так думаете! Ведь цель каждого художника – украсить город и избавить его от серых, скучных стен! Граффити выражает протест против бездушности и отчужденности современной городской среды! Идеология граффити проста – «Сделаем все красивым!».
   Но, к сожалению, граффити – это не всегда искусство… Изувеченные памятники истории и архитектуры, примеры которым есть в каждом городе, нецензурная брань, оскорбления, непристойности в виде рисунков и надписей, порча информационных стендов и знаков – это беда всего мира… Вообще у большинства населения отрицательное отношение к граффити именно из-за подобных разрушающих надписей. Хоть и имеют эти надписи родовое название граффити, но относятся они к элементарному вандализму, они очень и очень далеки от творчества и искусства вообще. Это лишь одна, не очень приятная сторона медали.
   Другая грань граффити – это неописуемой красоты рисунки и надписи, радующие глаз украшающие стены домов, серые, унылые гаражи и другие неброские постройки! Как вы думаете, что лучше - серые однообразные стены, наводящие тоску и пессимизм или все-таки красивые рисунки добавят городу красоту, положительные эмоции и радость? Я считаю, что граффити как искусство это очень хорошо!
   В последнее время граффити – неплохой бизнес. В условиях жесткой конкуренции оформление, например, вывески или всего магазина в стиле граффити – является свежим решением, возможностью выделиться среди других магазинов и удивить, привлечь к себе покупателей. Некоторые наиболее интересные работы графферов находятся в частных коллекциях по всему миру. Также работы уличных художников можно встретить в Британском музее, в Нью-йоркском музее современного искусства, музее Метрополитен, в фондах Третьяковской галереи.
   Культура граффити очень широко распространена в современном мире. В нашей стране, к сожалению, больше распространен вандализм, нежели качественные красивые рисунки. Как же изменить ситуацию до наоборот, чтобы именно рисунки занимали серое городское пространство, а не бранные бессмысленные надписи?
   Думаю, что бороться с вандализмом можно, хотя и очень сложно. Желание подростков неистребимо, запрещать – бесполезно. Мне кажется, что, во-первых, ни в коем случае не нужно пускать все на самотек, потому что тогда неприличные надписи будут распространяться в геометрической прогрессии. Нужно проводить оперативный ремонт, т.е. как только где-то надпись появилась – тут же закрашивать ее, так как появление первых надписей резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Конечно, необходима охрана и наблюдение за ценными памятниками и зданиями. Устанавливать камеры или привлекать сторожей, задерживать нарушителей и наказывать их - штрафом или возмещением ущерба. Ну и, во-вторых, отвлекать молодежь, направлять энергию подростков-энтузиастов в правильное русло. Например, создавать для графферов специальные доски для надписей, отводить площадки для их деятельности, привлекать рисовальщиков для оформления города и мест отдыха молодежи. Ну и конечно, продолжать регулярно проводить официальные фестивали, конкурсы для графферов.
   В заключении, хочу сказать, что молодежь с помощью граффити пытается выделиться и в то же время показать свой взгляд на то общество, в котором ей приходиться жить. Граффити несет в себе протест властям и изменяет визуальное пространство города. Графферы посредством баллончиков с краской как бы беседуют между собой, разговаривают с остальным обществом.
   Таким образом, граффити может рассматриваться как публичная форма молодежного искусства, которая выполняется на уличных холстах, вне зависимости от того нравится это окружающим людям или нет.

Категория: Эссе | Добавил: Админ (30.09.2009) | Автор: Тихонова У.
Просмотров: 1893 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 1
1  
So excited I found this article as it made things much quikecr!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ