WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 24.11.2017, 07:43
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Каталог статей


Главная » Статьи » Эссе

Ценность и цена свободы человека
Ценность и цена свободы человека
Федорченко С.

  Свобода испокон веков не даёт людям покоя. Мы жаждем свободы, но и сами отталкиваемся от нее. Мы вкладываем в нее самые разные смыслы. И это зависит не только от конкретно взятого индивида, но и от общества в целом, от исторической эпохи, в которой мы живем. Но нужна ли человеку свобода? Что такое свобода, и какова ее цена? Давайте постараемся найти ответы на эти вопросы – это и будет целью данного эссе.
  Свобода… А что это? Над этим сложным понятием размышляли многие философы и писатели. В списке мыслителей такие великие имена, как Аристотель и Ф.Аквинский, Гегель и И.Кант, А.С.Пушкин и др. 
  Так, Сократ и Платон понимали свободу как способность к добру. Но мораль свободных граждан не выдерживает никакой критики, потому что в обществе всегда находились и находятся люди, которые понимают свободу как нечто иное, явно не идущее рядом с моралью. Недаром ведь А.Шопенгауэр говорил: "Человек в сущности есть дикое ужасное животное. …когда и где спадают замки и цепи законного порядка и вводится анархия, там обнаруживается, что он такое". 
  Представления Августина (период ранних христианских мыслителей) о свободе [в свете наших дней] выглядит гораздо реалистичней. Мораль по-прежнему близка свободе, но свобода уже не приравнивается к ней, свобода – это возможность без внешней причинности выбирать между добром и злом. Идея о способности человека к самоопределению также легла в основу определения свободы в Средние века. 
  Сегодня свобода часто трактуется исходя из аналогичных позиций. В качестве примера, достаточно вспомнить простую фразу, которую мы часто слышим с голубых экранов, видим на всевозможных плакатах и т.п. – "Выбор за тобой!" 
  "Свободная" демократия (как она активно пропагандируется) также называется свободной именно за право выбора. Но является ли право выбора основополагающим в соотнесении человека со свободным или несвободным?
  С другой стороны, когда мы спрашиваем подростков и детей, что они понимают под свободой, то им чужды всякие мысли об ограничениях. В таком случае свобода – это незапрещенность,  вседозволенность.  Но когда всем разрешено всё, то это обращается в несвободу. Этот парадокс часто подчеркивается многими философами. "Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным" (В.С.Соловьев)
  В истории мы нередко находим примеры рассуждений об идеальной, абсолютной свободе. Но, зная об ее губительности, часто делают оговорку, что человек должен "вырасти" до такой свободы. Хотя и видится в определенной мере невозможность такого утопического "роста", но данная точка зрения имеет место быть. Своеобразной иллюстрацией является высказывание А.Регульского: "Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас". 
  Почему же в нашем обществе невозможна абсолютная свобода? Не столько невозможна, сколько в ней нет необходимости и более того она вредна для нас. Потому что мы живем в обществе, и чтобы мирно сосуществовать, нам необходимы такие понятия, как ограничение и ответственность. Не случайно фраза "свобода одного человека должна заканчиваться там, где начинается свобода другого" так прочно вошла во многие учебники и осела у нас в головах. Еще Д.Б.Шоу заметил, что "свобода – это ответственность. Вот почему ее все так боятся". 
  "В свободе скрыта тайна мира", - писал русский философ Бердяев. И начинаешь охотно этому верить, когда просто пытаешься найти маленькое, но точное определение "свободы". 
   В данном эссе мы с вами попытались ответить на вопросы: 1)что такое свобода, 2)нужна ли человеку свобода и 3)какова ее цена. 
Каждый человек в праве ответить, так как он думает. Я считаю, что среди множества трактовок наиболее приемлемыми для современного общества являются две: "Свобода - выбор" и "Свобода - ответственность". Невозможно, жить в обществе и быть абсолютно свободным от общества. Поэтому необходимо помнить о цене своей свободы – ответственности. Нужна ли человеку свобода? Я думаю, нужна, но главное в погоне за своей свободой – не стать тем самым "буридановым ослом".
Отто Бисмарк: "Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе позволить"...
Категория: Эссе | Добавил: Админ (23.11.2009) | Автор: Федорченко С.
Просмотров: 11045 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.3/16 |
Всего комментариев: 4
1  
Света, как вы думаете, почему далеко не каждый человек ХОЧЕТ быть свободным?

Почему люди предпочитают быть загнанными в тиски, в рамки, в кандалы, но не знать, что ты можешь все!!!!!!!???????????????


2  
Маша, как бы бонально это не звучало Свобода - всегда ответственность. А ведь далеко не все люди способны быть в ответе за других dry

3  
Согласна с вами, что свобода - это ответсвенность.
Но вот то что ответсвенность за других - не совсем согласна. Скорее - это уже вторично.

Прежде всего - должна быть ответсвенность за себя, свою жизнь и поступки. Не надо искать виноватых. МЫ САМИ - причина всех событий в своей жизни. А зачастую. люди предпочитают искать кого-то, и не хотят видеть причину в себе.

Мир - это зеркало наших поступков, действий и даже мыслей!


4  
Мир - это даже не зеркало, а это и есть наши поступки, действия и мысли smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ