WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Среда, 18.10.2017, 04:39
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Трансформация визуального образа Иркутска как отражение цивилизационных процессов
[ Скачать с сервера (456.5Kb) ] 13.05.2010, 13:20
Трансформация визуального образа Иркутска как отражение цивилизационных процессов
Э.С. Шувалов, И.В.Лунёва

Визуальный образ города – многоаспектное явление, важность которого трудно недооценить. Оно включает в себя как объективные характеристики (архитектура города, градостроительная культура), так и элементы субъективного восприятия («любимые улочки и дворики», «памятные места», «знаковые и символические районы»). Последнее, в свою очередь, включает внутреннее (жителями города) и внешнее (туристами) восприятие. И если первое отражает личностное отождествление жителя с элементами города, то второе в полной мере демонстрирует, каков тиражируемый, массовый образ города за его пределами. Образ города во многом способствует самоидентификации горожан, соотнесением себя с городом; во многом он также может отражать существующие в городе социальные и экономические проблемы.
Анализ визуального образа города способен дать исследователю представление и об общем культурном уровне города, о бытующей в рамках конкретного города культуре. Объясняется это постепенной визуализацией культуры. Если в Древнем и Средневековом мире отражением и закреплением культурных событий служили агоры, являющиеся местами говорения, то сегодня подобных мест попросту нет; культуру города проще увидеть, чем услышать.
Важно разделить понятия образа и облика. Облик – это, прежде всего, физическая сторона города. Это здания, улицы, памятники, которые формируют городское архитектурное поле. Образ же – это осмысленный жителем (в том числе и исследователем) города облик, прошедший процесс восприятия и осознания, подвергшийся личностным стереотипам и представлениям.
Визуальный образ Иркутска и его архитектурный облик представляют для исследователя особый интерес. Во время происходящих в государстве перемен и сдвига экономики в пользу торговли, город потерял образ архитектурного центра, так как практически все исторические здания трансформировались в декорированные рекламными сообщениями носители. Найти присущую только Иркутску стезю деятельности за 20 лет городу так и не удалось, что привело к довольно интересным результатам. Как показал опрос горожан на улицах Иркутска, а также контент - анализ интернет - ресурсов на предмет позиционирования города, он ассоциируется и у жителей, и у туристов с озером Байкал. Город идентифицируется не с его практическими достижениями (как, например, Челябинск ассоциируется с металлургией, Новосибирск – с наукой, Санкт-Петербург – с культурой (в некотором роде это даже стереотип), а с природным наследием, что само по себе является критическим для образа города. В свете последних социально-экономических событий (имеются в виду события вокруг БЦБК и ОЭЗ «Ворота Байкала») возникает высокая вероятность потери и этой точки опоры для образа города.
В данной статье авторы хотели бы показать, как изменился образ Иркутска в течение периода перемен в стране, сравнив образ советского Иркутска с сегодняшним. В сравнении мы основывались на анализе фотографий города, сделанных на разных временных промежутках.
Советский Иркутск однажды был метко охарактеризован как город, «утопающий в зелени». В городе существовало значительное число парков и деревьев; улицы города явно свидетельствуют о регулярной их уборке и содержании в чистоте. Сегодня парки превратились в скверы с аккуратно подстриженными газонами, искусственно высаженными цветами и кустарниками. Некая первобытность, заключённая в хаотичности деревьев в парке, уступила место тщательному контролю со стороны человека. Объяснить это можно стремлением освободившегося от постоянного контроля со стороны государства человека к управлению – обществом, своей жизнью, природой.

 
Здание Цирка, город Иркутск. 80-е годы (слева) и наши дни (справа)

Архитектура Иркутска всегда была свидетельством его исторически сложившегося культурного уровня. Здания, в 19 веке построенные преимущественно на благотворительные средства Иркутских купцов, выступали в качестве знака сохранившейся самобытности города. На протяжении всего советского периода (исключение составляют революционные годы и годы Гражданской войны, ознаменованные разрухой и избавлением от старого) архитектурное достояние Иркутска бережно охранялось. Улица Карла Маркса, на которой практически все дома – памятники архитектуры – отличалась особой чистотой и ухоженностью, дома явно несли на себе отпечаток ремонта.
Период с начала 1990-х по начало 2000-х по всей стране был ознаменован развалом и нестабильностью. Разрушение старого государства, попытки построить новое с совершенно чуждыми принципами, появление легендарных «малиновых пиджаков», большого количества маргиналов – всё это не могло не оставить след на архитектуре, также находящейся в переходном состоянии. Обшарпанные и грязные стены, отсутствие ремонта, серые здания – таким был Иркутск того времени.

 
Кинотеатр Чайка. 90-е годы и сегодняшние дни

С развитием рыночной экономики, большинство домов трансформировались в рекламные носители; архитектура и стиль скрылись за вывесками, рекламными плакатами, неоновыми названиями и т.д. Нам всем известно здания по улице Горького, 43, которое пестреет разнообразными вывесками; количество магазинов, открытых по улице Маркса; улица Урицкого, которая стала не просто торговой, а рекламной.
 
Улица Горького, 43. 2007 и 2010 год.

 
Улица Урицкого. Советский Иркутск и наши дни. Фотографии с улицы Дзержинского и улицы Маркса.

Многие предприятия и здания выкупались и приватизировались, а в последствии и перестраивались. Ярче всего это отображает политика группы компаний «Фортуна», превратившей Куйбышевский завод, символ Иркутска как промышленного советского города, в ансамбль торговых центров («Фортуна Гранд», «Автоград», «Стройматериалы»). Застройка и искусственное изменение архитектурных творений продолжаются данной компанией и по сегодняшний день, что ещё сильнее искажает и нивелирует архитектурное достояние города. Компании, строящие новые здания, очень часто не учитывают историческую архитектуру.

 
Торговый центра «Фортунал Плаза». Начало 2000-х и 2010 год.

Сегодня Иркутск – это город, утопающий в мусоре, а не в зелени. Здания, в буквальном смысле слова уходящие под асфальт – городская легенда. Полное невнимание городских властей к подобным явлением, отсутствие сдвигов в градостроительной политике – прямое следствие снижения общего культурного уровня как управленцев Иркутска, так и его жителей. Чистота – атрибут центральных улиц города, либо улиц, где присутствует социально ответственная управляющая компания. «Шаг в сторону» от улицы Ленина – и вновь требущие ремонта здания.
 
Памятники архитектуры забытые градостроителями.

Архитектура Иркутска сегодня несёт в себе отпечаток глобализации и всех произошедших в стране переломов. Многие строящиеся сегодня здания – сочетание стекла и металла, они лишены индивидуальности и зачастую не вписываются в историческую архитектуру города; они – наследие общества постмодерна, в котором связи разрываются – связи как между людьми, так и между городским архитектурным комплексом.
 

Непременная атрибутика архитектуры – граффити, свидетельствующие не только о неуважении к старинному облику города и его истории, но и о неумении оставить о себе след, кроме как в виде надписей на стене. 



Каков будет в дальнейшем образ Иркутска – решать, прежде всего, застройщикам города. Но немалая ответственность лежит и на горожанах, которые должны принимать активное участие в формировании нового образа города Иркутска и сохранении его исторических ценностей.

Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 1669 | Загрузок: 552 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ