WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:03
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Социально-культурные факторы в формировании облика города Иркутска
[ Скачать с сервера (10.6Kb) ] 13.05.2010, 10:51
Социально-культурные факторы в формировании облика города Иркутска (анализ статьи)
О.В. Непомнящих

Когда приезжаешь в город, в котором ни разу не был, интересует всё: культура, ценности, исторические памятники и многое другое. Город Иркутск не исключение. С течением долгого времени, в 2011 году Иркутску будет 350 лет, на территории города обосновалось много исторических памятников, которые наполнены особым смыслом, правда этот смысл либо исчезает совсем, либо трансформируется. Но бывает и так, что исчезают или трансформируются сами памятники. Со временем меняется облик города, возникают новые памятники, которые, в свою очередь, несут гораздо более глубокий смысл, чем может показаться.
Михаил Рожанский в своей статье «Имперский воск. Семь историй из жизни иркутских памятников» говорит о некоторых памятниках, которые существовали или продолжают существовать на территории нашего славного города.
Одной из основных фигур, которая сопровождает нас со времени образования города и дарования ему герба, является Бабр - крупный представитель семейства кошачьих. За всю историю своего существования он претерпел множество изменений. «В конце 17 века слова барс и тигр ещё не вошли в русский язык, а на старом городском гербе вполне наглядно изображен именно тигр. Через два столетия – в конце 19 века, когда в столице утверждали «правильные» гербы для городов и губерний необъятной империи, при описании иркутского герба бАбр превратился в бОбра. Не по той книжке уточнили правописание или не поняли в далеком от Азии Петербурге, о каком звере идет речь, теперь можно только гадать, но гусиное перо в имперской столице, исправив букву, предписало хищнику стать грызуном». Отсутствие хорошо налаженной системы связи разъяснить ошибку, допущенную вышестоящими чиновниками не было возможности или желания. Поворот бабра на гербе на 180 градусов, еще одна из уникальных трансформаций. Сделано это было для того, чтобы «символ российского могущества бежал в геральдически правильном направлении». «На гербе и флаге Иркутской области бабр несет соболя – символ сибирского богатства – в западную сторону. На гербе и флаге города Иркутска он, по-прежнему, бежит в направлении неверном с точки зрения геральдики и имперской географии».
Многие символы уже кем-то оценены и объяснены. Эти понятия «направляют» нас, тем самым мы практикуем отчуждение, не пытаясь разобраться в действительности. Бабр – это один из главных символов города Иркутска и Иркутской области. Вникая в историю его существования можно оценить обустройство города, области и страны в целом.
Семь лет назад нам пришлось расстаться, как окрестил М. Рожанский, с визитной карточкой города Иркутска – «шпилем». В конце шестидесятых он был возведен на монумент, с которого на исходе Гражданской войны свергли императора Александра III. «Монарший орёл вполне органично смотрелся у подножия советского шпиля». Место под «шпилем» оказалось излюбленным местом горожан. Он был не похож на визитные карточки других городов. Он соединял историю и современность.
«Летом 2004 года, демонтировав шпиль, на постамент вернули Александра Третьего - копию статуи, которая стояла до революции. Монумент остался символом свершений и вновь связал свершения с подданством. Тема свершений преобладает в спектре исторических смыслов, которыми наделяются места памяти в Сибири и свершения, как правило, призваны напоминать о подданстве, поскольку являются частью большой истории, а в России большая история неотрывна от верховной власти, которая собственно и полагает себя источником свершений».
Стоит сказать об Александре Вампилове, единственный иркутянин, удостоенный памятника. Автор статьи говорит о том, что это первый памятник в городе, герой которого не возвышается. Множество разговоров возникло по поводу раковины, которая лежит на береге Байкала. «На берег Байкала раковину можно только откуда-нибудь привезти, но откуда это знать московскому скульптору, не на Байкал же ехать, работая над заказом. Знавшие Александра Вампилова ворчали также, что изображен он в пиджаке и галстуке. В жизни Вампилов редко надевал то и другое – разве что, на премьеру. Но «в человеке всё должно быть прекрасно», а в стране организованной вертикально, памятник должен воспитывать, даже если он почти не возвышается над прохожими».
Это лишь малая часть памятников, расположенных на территории города Иркутска. Но даже анализируя их можно сделать вывод, что культурные и исторические памятники имеют политическую подоплеку. Иногда они утверждаются чиновниками федерального уровня. Изготавливаются скульпторами других регионов, в результате чего возможны казусы, касающиеся памятников. В этом также проявляется политическое несовершенство системы управления государством. Но несмотря на это жители города свыкаются и приживаются с памятниками. Бабр стал для иркутян существом, можно сказать, домашним. Шпиль надолго останется в памяти горожан и на многих фотографиях города Иркутска. А сквер, в котором расположен памятник Александру Вампилову и, в котором часто отдыхает студенческая молодежь, иногда называют «у Сани», что тоже логично – Вампилова его товарищи называли Саней и при жизни, и в воспоминаниях.
Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 906 | Загрузок: 524 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ