WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Воскресенье, 19.11.2017, 07:27
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Символы и смыслы граффити-движения в городе Иркутске и Ангарске
[ Скачать с сервера (174.2Kb) ] 13.05.2010, 11:12
Символы и смыслы граффити-движения в городе Иркутске и Ангарске 
У.С. Тихонова
Историческая справка.
Нацарапанный автограф, нецензурные бранные слова на заборе, свастика на синагоге, реалистичное изображение на бетонной стене, расписанные вагоны метро – все это имеет общее родовое понятие «граффити».
Слово граффити происходит от итальянского «graffito» - «нацарапанный», в употребление понятие ввели археологи применительно к посторонним надписям на поверхностях древних и античных памятников. Так что традиция течения уходит своими корнями в глубь веков. Однако как субкультура, граффити зародилось совсем недавно.
Зародилось движение граффити в 1970-е годы в бедных кварталах Нью-Йорка. Легендарным родоначальником граффити считается нью-йоркский подросток по имени ТАКИ с 183-ей улицы Манхэттена. Этот 16-летний паренек работал рассыльным и во время своих постоянных перемещений по городу оставлял в подземке, на стенах домов, в общем на любом пригодном для надписи месте свое имя TAKI 183. Таки стал известен всему городу благодаря статье в крупнейшем американском издании New York Times, и ему стали подражать и другие нью-йоркские тинэйджеры. Администрация города просто была в панике, не успевали они закрашивать одни надписи, как на их месте появлялись новые.
Так зародилась новая культура, которая приобрела большую популярность у молодежи и стала называться «граффити». Первая «тусовка» граффитчиков состоялась в 1972 году на 188-й улице Манхэттена. За 3-4 года своего существования это движение получило широкое распространение не только среди нью-йоркской молодежи, но и тинэйджеров других городов США. В Россию культура граффити пришла в начале 90-х годов, когда в Америке и Европе она уже давно стала модным течением. Важно отметить, граффити наряду с брейк-дансом, рэпом, скейтбордингом является элементом хип-хоп культуры.
Немного терминологии субкультуры граффити.
Первое о чем стоит сказать – это о «стайлах» (шрифтах, применяемых графферами), которые совершенно непонятны для непосвященных в эту культуру людей. Для этого, собственно говоря, эти стайлы графферами и придумывались. Среди стайлов особенно распространен вайлдстайл – все буквы изображаются переплетенными одна с другой. Из более простых для исполнения и прочтения стайлов чаще других используются бабллеттер – толстые, округлые, как бы «дутые» монотонные буквы и блокбастер буквы – прямоугольные по контуру со сплошной одноцветной заливкой.
У каждого более или менее серьезного граффера есть собственная коллекция фотографий и перерисовок чужих работ, на которые он может ориентироваться, вырабатывая собственный стиль. Каждая композиция (сленговое рiесе, от английского masterрiесе – шедевр) уважающего себя граффера должна быть самостоятельным произведением: на граффити, уличенных в неоригинальности, пишут уничижительное «байтер».
Поэтому с обретением опыта и мастерства граффер обычно берет новый стритнейм (графферская разновидность никнейма, имя для тэга - подписи граффити), чтобы не быть идентифицированным другими как автор своих же прежних работ.
Сложные граффити выполняются по скетчам - заранее подготовленным эскизам на бумаге, адекватное масштабное воспроизведение которых на стене считается делом сложным, требующим большого опыта и мастерства.
Все графферы в зависимости от деятельной практики делятся на райтеров и бомберов. «Бомбить» - значит оставлять надписи и рисунки в запрещенных для этого публичных местах: на стенах домов и ограждений. Особенно ценится среди граффитистов трэйновый бомбинг – на вагонах трамваев, поездов метро или пригородных электричек. Бомбинг ассоциируется с героизмом, риском, дерзостью. Бомбинг поддерживает статус графферства как движения запрещенного, преследуемого властями и законом.
Своего рода антагонизмом бомбингу является так называемый райтинг – рисование граффити в специально отведенных для этого, официально разрешенных местах, исполнение рекламных и оформительских заказов. Райтинг требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями.
Граффити пространство в городах Иркутской области.
Изучив достаточное количество теоретического материала, я перешла к практической части моего исследования. Цель моя была – изучить граффити в г. Ангарске и г. Иркутске, а именно: определить, что изображено и что символизируют те или иные изображения. Собрав большое количество фотоматериала в Ангарске и Иркутске, я проанализировала его и выделила несколько групп.
Первую группу я назвала «Граффити как вандализм», сюда вошли различного рода надписи, расположенные на каких-либо исторических или культурных памятниках, и содержащие ненормативную лексику. Яркие примеры изображений из этой группы:

    

   

Такое граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу.
Кроме того, такого рода надписи обусловлены и развлекательными мотивами. Большое количество надписей включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.

Следующую группу я объединила под названием «Граффити как протест», сюда относятся надписи, содержащие в себе политические лозунги. Многие надписи, представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержать мотивы борьбы и соперничества.


 









Третья группа называется «Граффити как вид рекламы». В последнее время граффити – неплохой бизнес. В условиях жесткой конкуренции оформление, например, вывески или всего магазина в стиле граффити – является свежим решением, возможностью выделиться среди других магазинов и удивить, привлечь к себе покупателей. 

    

В заключительной группе «Граффити как искусство» объединены качественные рисунки и надписи, настоящие шедевры. Такие сложные работы обусловлены, в первую очередь, мотивом творчества. Известность и признание очень важны для любого граффера так же, как и реализация своего творческого потенциала.

   
Граффити в социальном контексте города

Для того чтобы выяснить представления горожан о субкультуре граффити, я провела опрос на тему: «Граффити глазами горожан». Нами были опрошены 50 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Результаты оказались следующими.
Первый вопрос анкеты звучал так: «Знаете ли вы что такое граффити?». Так вот, подавляющее большинство опрошенных (88%) имеют представление о том, что такое граффити, при этом 36% из них достаточно много знают о граффити. И лишь 12% респондентов впервые услышали о граффити.
Следующий вопрос был направлен на выяснение отношения людей к граффити. Оказалось, что 58% горожан положительно относятся к изучаемому явлению, 30% респондентов относятся к рисункам нейтрально, и 12% отрицательно смотрят на граффити.
На вопрос: «На ваш взгляд, граффити украшает города?» 29% опрошенных ответили однозначно да, 36% были не уверены в способности граффити украсить город, но склонялись больше к положительному ответу, 27% также не уверены, но склонны больше к тому, что граффити не могут украсить городскую среду, и, наконец, 8% респондентов ответили, что граффити ни в коем случае не украшают города.
На такой вопрос как: «Считаете ли вы граффити искусством?». Подавляющее большинство опрошенных, а именно 64% ответили, что граффити, действительно, является современным искусством. 26% респондентов не определились окончательно с ответом на этот вопрос и проявили нейтралитет, а вот 10% горожан твердо уверены, что граффити и искусство – это два разных понятия.
Представление горожан о графферах – авторах граффити также неоднозначно. Выяснилось, что четкого представления о графферах у людей нет. Кто-то считает, что они выглядят «по-разному», «как все нормальные люди», «не так как все»; часть опрошенных подчеркивали именно гендерные особенности графферов, т.е. их пол: «как правило, это молодые парни», «чаще парни», «молодые парни, которым скучно». Кто-то отвечал, что не знает, как они выглядят. Однако в большей части ответов был подмечен следующий внешний вид графферов: «спортивный стиль одежды», «свободная, удобная одежда: широкие штаны, кеды», «руки и одежда в краске», «баллончик, балахон, кроссовки, кеды». Да и внешний вид – это не самое главное. Часть респондентов подчеркнули в образе графферов внутренние качества: «позитивные, творческие, креативные», «молодые, активные, с горящими глазами», «творческие люди, которые выделяются из толпы», «как любые художники: немного небрежные внешне и очень красивые и глубокие внутренне».
Культура граффити очень широко распространена в современном мире. В нашей стране, к сожалению, больше распространен вандализм, нежели качественные красивые рисунки. Как же изменить ситуацию так, чтобы именно рисунки занимали серое городское пространство, а не бранные бессмысленные надписи?
Мы полагаем, что бороться с вандализмом можно, хотя и очень сложно. Желание подростков неистребимо, запрещать – бесполезно. Нам кажется, что, во-первых, ни в коем случае не нужно пускать все на самотек, потому что тогда неприличные надписи будут распространяться в геометрической прогрессии. Нужно проводить оперативный ремонт, т.е. как только где-то надпись появилась – тут же закрашивать ее, так как появление первых надписей резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Конечно, необходима охрана и наблюдение за ценными памятниками и зданиями. Устанавливать камеры или привлекать сторожей, задерживать нарушителей и наказывать их – штрафом или возмещением ущерба.
Во-вторых, необходимо отвлекать молодежь, направлять энергию подростков-энтузиастов в правильное русло. Например, создавать для графферов специальные доски для надписей, отводить площадки для их деятельности, привлекать рисовальщиков для оформления города и мест отдыха молодежи. А также продолжать регулярно проводить официальные фестивали, конкурсы для графферов, которые, кстати, уже второй год подряд проводятся в Ангарске.

    

   

В заключении, хочется сказать, что молодежь с помощью граффити пытается выделиться и в то же время показать свой взгляд на то общество, в котором ей приходиться жить. Граффити несет в себе протест властям и изменяет визуальное пространство города. Графферы посредством баллончиков с краской как бы беседуют между собой, разговаривают с остальным обществом. 
Граффити, зародившись в крупных мегаполисах на фоне усиливающейся урбанизации, является одним из самых современных и актуальных видов искусства. В отличие от других, это искусство нелегально, субкультурно и не зависит от общепринятых стереотипов восприятия искусства. Граффити само диктует правила, появляясь в самых неожиданных местах, неся в себе неповторимый почерк. Качественные, красивые композиции скрашивают «серые» улицы нашего города, радуют своей оригинальностью, изобретательностью, разнообразием. Недаром граффити прозвали искусством улицы.
Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 1937 | Загрузок: 603 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ