WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 24.11.2017, 08:00
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Новое лицо города: граффити в Иркутске
[ Скачать с сервера (316.1Kb) ] 13.05.2010, 09:01
Новое лицо города: граффити в Иркутске

А.В. Завьялов



Искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. И сегодня без него не обойтись: фильмы, музыка, телепередачи, реклама – всё это в какой-то мере искусство. Искусством является также граффити, которое органично вписалось в нашу жизнь и стало настолько обыденным, что мы его даже порой не замечаем. Являясь уличным рисунком на вертикальной поверхности, оно несет в себе определенный смысл, зачастую непонятный обывателю (зашифрованный), но воспринимаемый тем, кто понимает и разбирается в этом необычном виде искусства.

Стиль, жизнь, философия определенного поколения молодежи отражаются через искусство: музыку, картины, моду, кино и т.д. Это помогает нам понять, чем живет молодежь, какие у нее ценности, чем поколение «детей» отличается от поколения «отцов». Немаловажную роль также имеет рисунок. Рисунок – это символ, через который человек выражает (пытается выразить) свои чувства, состояния, убеждения. Граффити является особым рисунком, так как оно является общедоступным средством самовыражения и донесения информации до окружающих, неся в себе определенный смысл.

Граффи́ти» (в единственном числе «граффи́то», от итальянского «graffito» – «graffiti») в современном смысле – надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на вертикальных поверхностях.

«Настенные надписи» известны с глубокой древности: Греция, Рим, страны Древнего Востока. К примеру, граффити на стенах раскопанного города Помпеи гласили следующее: Флороний, солдат 7-го легиона, был здесь. Женщины не знали о его присутствии. Он познал только шесть женщин, слишком мало для такого жеребца; 19-го апреля я сделал хлеб; Антиох гулял здесь со своей подругой Ситерой. На территории Гизы было обнаружено множество граффити, оставленных строителями, паломниками и военными. В Германии на стенах Рейхстага до сих пор стоят граффити, оставленные советскими солдатами.

У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе Святой Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и текст. Большей частью древнеславянские граффити – это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание – молитвенные просьбы к Богу или святым, однако попадаются шуточные тексты, записи типа «здесь был такой-то», народные заклинания. Многие граффити содержат даты, являясь важным историческим, лингвистическим и палеографическим источником.

Сегодня граффити – это вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения. Творения, которые создают граффити-художники, являются самостоятельным жанром современного искусства, неотъемлемой частью культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры (художники), создающие на улицах города настоящие шедевры. Один из самых распространенных видов граффити – «спрей-арт».

Спрей-арт – это нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей (граффити) с помощью аэрозольной краски райтером.

Основной инструмент райтера – спрей-краска. Большинство райтеров предпочитают баллоны, специально разработанные для спрей-арта, используются насадки разных типов, дающие точку разного диаметра. Инструментами для рисования также могут служить кисти, валики, маркеры, восковые стержни, мелки и т.д.

Экипировка райтера включает в себя защиту дыхательных путей (маска, платок, бандана, респиратор), а также выполняет конспиративную функцию, если этого требует ситуация – незаметная и удобная одежда, часто спортивная.

В Иркутске можно выделить следующие основные зоны распространения граффити: стены зданий, подземные переходы, заборы, гаражи, асфальтовое покрытие, подъезды, лестницы, почтовые ящики, интерьеры публичных учреждений (чаще всего учебных).



 

Граффити на заборе                                           Граффити в подземном переходе



Иркутский спрей-арт можно разделить на следующие категории: «здесь был я», рекламные, послания, политическо-религиозные, фанатские, шифрованные, рисунки. На этих категориях мы бы хотели остановиться подробнее.

Граффити категории «здесь был я» характеризуются простотой и небрежностью написания, использованием одного цвета краски (в основном белого), стандартным, понятным всем, шрифтом. Не несут какой-либо полезной информации, за исключением имени или ника райтера и людей, о которых и написано само граффити. К примеру, «Здесь был Вася», «Нурбек 1993», «Chita 2009».


 

  



«Рекламные» граффити– это в прямом смысле реклама какого-либо товара. Также характеризуются небрежностью написания, простотой, использованием одного цвета краски, стандартным шрифтом. Несут в себе информацию о предлагаемом товаре с указанием номера телефона или информацией о месте нахождения. К примеру, «Курсовые 660233», «Автомойка и шиномонтаж прямо за углом, заезжайте!».













 Граффити категории «послания» характеризуются тем, что несут информативный характер для одного человека или группы лиц. Как правило, это любовные послания, сообщения о «проблемах», стихотворения. Красиво оформлены, просты в изложении мыслей и чувств, разноцветны (хотя бывают и небрежные). К примеру, «Коля, у тебя реальные проблемы!», «Твои зрачки черные / Отражают спокойствие, / Мое сердце тяжелое / Огнем тебе свойственным / …растопи…», «Манх, а я тебя любила», «Ольга К., я тебя люблю больше солнца», «Леночка, этот цветок для тебя!».

Политическо-религиозные граффити несут в себе смысловую нагрузку относительно политических и религиозных призывов, призывов бороться «против кого-либо, чего-либо», призывов вступать куда-либо или верить во что-либо. Характеризуются одноцветностью, грубостью в написании и употребляемой лексике, радикальностью, небрежностью, стандартным написанием. Лозунги просты и понятны каждому. Носят протестный либо поощрительный характер, усредненности нет. Изредка имеют форму логотипов или рисунков. 
 

 

 
К примеру, «Надежда народа. Ельцину слава!», «Россия для русских 14\88», «Нет комендантскому часу!», «Унизим Эстонию!», «Революция вместо выборов», «За Христа живого», «Кури! Бухай! Рожай уродов!», «Нет БЦБК на Байкале!».

Фанатские граффити – надписи с именем или логотипом какой-либо группы либо исполнителя. Имеют различную цветовую гамму, стандартный шрифт (логотип), просты. По содержанию безобидны. К примеру, «Ария», «Кино», «Наив».

  



Шифрованные граффити представляют собой зашифрованные надписи, написанные специальным шрифтом 

(от остроугольных до закругленных форм), понятным только райтерам и людям, разбирающимся в граффити-искусстве (однако, бывают и исключения). Очень разнообразны в использовании цветовой гаммы, качественно выполнены, используются технологии смешения цветов, сложны в написании.



 



Граффити-рисунки являются настоящими произведениями искусства. Они очень сложны в написании, для выполнения качественной работы необходимо много времени и старания (в отличие от, например, политическо-религиозных и рекламных). В них используются все доступные как человеческому глазу, так и карману райтера, краски. Для их написания используются различные технологии по смешению цветов, нанесению краски под определенным углом, в определенном диаметре. Как правило, это мотивы футуризма, изображения самих райтеров (зачастую шуточные), животные, люди, растения, пары влюбленных, рисунки с подтекстом (заставляющие задуматься). 

В последние годы создание граффити в публичных местах перестало активно осуждаться обществом, считаться чем-то зазорным, маркирующим поведение их создателя как анти- или асоциальное. К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально нейтрального или даже респектабельного явления, восприниматься как почти неотъемлемый элемент ландшафта современного города. Граффити становится массовым культурным явлением, приобретающим все большую популярность среди молодежи из-за своей доступности, простоты в донесении информации и выражении своих эмоций, чувств, убеждений. Другие виды искусства в полной мере этого дать не могут: кино не каждый сможет снять, песню не каждый сможет сыграть, одежда этого в полной мере не выразит. Остается только рисунок. Рисунок на вертикальной поверхности. Именно он способен удовлетворить потребность самовыражения на простом языке, причем бесплатно (не считая баллончиков с краской и возможных санкций со стороны правоохранительных органов, если они поймают райтера, конечно).





Набережная Иркутска – отражение граффити жизни города



Граффити все больше актуализируют свой диалогический потенциал, максимально расширяя «сферу влияния» в коммуникативной системе современного города: всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ-реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство (то есть мы имеем возможность наблюдать что-то наподобие диалогов между молодежными субкультурами, направлениями). Язык граффити стремится стать универсальным кодом городской коммуникации, благодаря чему и появляются все новые и новые разновидности граффити, вовлекаются все новые и новые слои молодежи и людей постарше, новые субкультуры и т.д. Это как раз и свидетельствует об актуальности граффити сегодня. Граффитистов объединяют различия: в видении мира (что мы можем наблюдать по абсолютно противоположным смысловым и начертательным категориям: политические и религиозные граффити, рисунки, фанатские, шифрованные, послания), в отношении к миру и к себе, к обществу (также наблюдается по разности в категориях граффити). Благодаря этому язык граффити ширится и приобретает все новых сторонников.

Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 2635 | Загрузок: 540 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ