WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:00
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Материальные символы эпохи
[ Скачать с сервера (293.2Kb) ] 13.05.2010, 12:17
Материальные символы эпохи
Е.А. Уткина

Очень многое в человеческой
культуре строится на умении использовать символы. Сложность изучения данной темы заключается в том, что символ очень многозначное и не-достаточно проясненное понятие, и даже специализированные словари, часто дают неточные и неполные объяснения символа. Но мы попытаемся всё-таки представить данное понятие.  
Символ – это, прежде всего, знак, представляющий собой некую связь означающего и означаемого, которая, в свою очередь произвольна, не очевидна, а её раскрытие происходит лишь через интерпретацию. В данном случае проявляется способность символа, связанная с произвольностью его толкования, поскольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания символа, не впадая в профанацию[8]. Таким образом, сила символа заключается в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу.
Но, несмотря на это, чтобы возникнуть символу необходимо всё-таки наличие разделяемого в обществе договора, взаимного согласия людей, использующих его в процессе коммуникации. Символ в этом случае является «местом встречи» того, что само по себе несоединимо, но вызывает некие ассоциации[2]. 
Символы представляются нам в виде двух групп: это, собственно объекты нематериальные, «неосязаемые» - различные процессы, действия, события, происходящие в окружающем человека мире, и объекты материальные – предметы, среди которых может быть даже обыкновенная повседневная утварь. 
Каждая эпоха представляет собой такой промежуток времени в развитии общества, который имеет свои характерные особенности. Каждая эпоха – это своеобразный мир со своими ценностями и приоритетами, которая характеризуется господством определенной философской мысли, определенным уровнем религиозности сознания людей, различными достижениями в развитии науки и техники, следовательно, существованием определенного типа самосознания[7]. В переходе от одной эпохи к другой происходит трансформация сознания – осознание своего положения, когда возникает мотивация к изменению и меняется идеология. Сопровождаются такие моменты возникновением символов, либо же трансформацией уже существующих. По мнению большинства исследователей, символы считаются своеобразной «инструкцией» для поведения отдельной личности и целого общества. К при-меру, учёный, исследователь Мах считает, что «символические формы используют группы, заинтересованные в изменении символической модели мира, поддерживаемого другими участниками социальной системы для создания реальности, соответствующей желаемому положению вещей; символы представляют новые идеи и ценности и комбинируют их внутри новых контекстов, наполняя эмоциями и создавая символическую реальность – их интерпретацию мира, которая, будучи принятой, становится частью этого мира, и тем самым, основанием восприятия и действия. Именно таким образом символы становятся активными факторами в социальном изменении»[3, 180]. В подтверждение слов Маха можно привести пример: 1918 – середина 1930-х гг. – революция принесла существенные изменения в сферу повседневности и стала толчком к строительству «нового быта». «Новым» он был назван по сравнению со «старым», дореволюционным, пережитки которого и пыталась ликвидировать власть. Такие составляющие быта, как жилье или одежда, находились под пристальным вниманием реформаторов; это внимание может быть расценено как часть политики конструирования нации посредством формирования ее «сим-волов»[1]. 
Итак, каждая эпоха имеет свой зримый, предметный чувственный облик, свидетельствующий об определенном типе ее восприятия и мироощущения. Рассмотрим некоторые материальные символы различных эпох. Для начала, условимся, что будем относить к материальным символам и что берем за их основу. 
Материальный символ – это, как правило, результат человеческой деятельности. Его содержание не исчерпывается тем, что удовлетворяет материальные потребности людей, он многообразен и многозначен. Он выступает средством передачи социального опыта. За основу возьмем предметно-продуктивные элементы, которые в свою очередь, включают символы жизнеобеспечения и военного производства[5].
Один из важных вопросов в истории человеческой культуры – как давно человек на-чал создавать материальные символы. Найденные в Южной Африке международной группой ученых многочисленные фрагменты скорлупы страусиных яиц с нанесенными на них узорами позволяют утверждать, что это произошло не позднее, чем 60 000 лет назад[6]. Люди и до сих пор используют узорчатый орнамент на различных предметах.
Принимая во внимание этот факт, можно с уверенностью сказать, что возможности символов во времени – безграничны. Они могут жить в веках, претерпевая некоторую трансформацию, а иногда и вовсе без изменений.
Т  Так, например, огонь – приобретает значение как «разрушителя», так и «созидателя», дающего тепло, жизнь после приручения. Этот и многие другие примеры свидетельствуют о том, что некоторые уходящие в глубину веков символы продолжают существовать и в наше время. Конечно, если они отражают потребности современной эпохи и соответствуют эстетическим и нравственным идеалам общества. 
В этой связи весьма важной представляется роль символов в обществе: они дают возможность последующим поколениям составить собственное представление о прошедшей эпохе, а, следовательно, и о самосознании людей данной эпохи. Те или иные символы выражают духовные ценности, принципы, которыми руководствовались люди. Возникает некая память поколений[4,15]. 
Производственные символы – это орудия труда, машины, технические системы и транспортные средства. Культура Древней Руси, к примеру, представляет собой древний слой, догосударственный период, где господствовали различные языческие культы: обожествление природы, культ предков, культ Перуна – покровителя дружинно-княжеских объединений. Материальные символы данной эпохи представлены археологическими артефактами. 
В истории русской культуры петровская эпоха (последние годы 17 – первая четверть 18 вв.) занимает особое место. В это время проводились преобразования, носившие всеобъемлющий характер и охватившие все сферы общественной жизни страны. 
 Петр I совершил, радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Символизируют эту эпоху созданная армия, флот, европейская внешность и европейская техника. Отдельной строкой здесь можно выделить парусный корабль.
XXв. – это эпоха индустриализации. Эстетизируется новый вещный мир, и главное место в нем занимает машина. Машина является важнейшей составляющей строительства будущего. «Каждый поршень, каждый рычаг сработан на нашем заводе» - эти слова выражают не только гордость, но нежность к каждому винтику машины, которая исправно работает «при всякой погоде». Таким образом, человек находится во власти всепобеждающей техники. Более того, человек отождествляется с машиной:
Недаром грохочет сердце в груди,
Мы жизнь проживём недаром.

Молчанов – Сибирский «Песня машиниста»

Машина в свою очередь, одушевляется, тем самым, приобретая ценность живого: трактора в битву идут колоннами, стройка вздымает железные плечи, паровоз идет упрямо, фыркает, завод шагает буйным темпом, перешибает грудью нормы планов. Эти новые реалии и сверхдинамичные ритмы с особенной ясностью создают образ эпохи.
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная В. И. Мухиной в 1937, изображает рабочего и колхозницу, вздымающих серп и молот – стала едва ли не самым популярным символом советского государства.
 
С одной стороны, группа монументально и мощно аги-тирует за социализм: фигуры двух молодых энтузиастов представлены в неудержимом, сверхчеловеческом порыве вперед, к светлому будущему. Но глубинный смысл произведения парадоксален и по-своему «саморазрушителен», поскольку в качестве композиционного прототипа Мухина избрала группу античных тираноубийц, Гармодия и Аристогитона. Сла-вословие верховной власти подспудно заключает в себе противостояние ей[5]. 
С советской эпохой 30-х годов прочно ассоциируется автомобиль «ГАЗ» или «Волга». Это была мечта (чаще всего несбывшаяся) миллионов. Это была роскошь, шик, предмет гордости, любви и обожания, дающий владельцу новые ощущения, так редко испытываемые рядовыми советскими гражданами. Люди грезили, люди мечтали…
Вооружение и военная техника – это особая область материальных символов. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода «орудием труда», источником дохода.
Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках, а в Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного мужа»).
Техника поставила перед человеком множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации. Танки, «катюши» символизируют для нескольких поколений период Второй Мировой Войны[5]. А также Георгиевская ленточка как сим-вол победы над фашистскими захватчиками. 
Запуск первого Искусственного Спутника Земли вызвал широкий резонанс во всем мире и по праву считается началом космической эры человечества. В данном случае интересен тот факт, что при упоминании космической эры возникают несколько ассоциаций – ракета-носитель и образ космонавта, впервые совершившего в истории человечества полет в космос – Юрия Гагарина. 
 
Исходя из этого, можно говорить о том, что в роли символа эпохи могут выступать не только материальные и нематериальные предметы, но и вы-дающиеся личности этого времени. Тогда эпоха и получает своё название по имени деятеля – эпоха Юстиниана, Петровская эпоха, эпоха Елизаветы, Сталинская эпоха, эпоха Брежнева.
Нельзя не принимать во внимание и те материальные предметы, которые явились техническим новшеством и привели к решительным поворотам в жизни общества. Естественно предполагать существование и некоей гуманитарной парадигмы, некоего человеческого замысла – замысла, сумевшего раскрыться лишь после появления средств, которых прежде ему не хватало.… Так, к примеру, в неолите начинается изготовление глиняной посуды, медные орудия труда; грандиозные гробницы фараонов в Древнем Египте – пирамиды – должны были выразить идею несокрушимой власти.… 

Сменяли друг друга средства массовой коммуникации: телеграф Морзе, телефон Белла, фонограф Эдисона, радио Попова, кинематограф братьев Люмье, «Поляроид» Ленда и т.д.
Современная символика возникла не на пустом месте, она впитала в себя всё то, что обладало объективно-прогрессивным значением, то, что совпадало с социальными, эстетическими и эмоциональными потребностями как прошлых поколений, так и современного человека.
 В результате "прогресса информатики" возникли современные символы, в основном, электронная техника – компьютер, мобильный телефон…
 В заключение хотелось бы отметить, что в наше время очень важно, чтобы возникающий новый символ (либо же трансформирующийся старый) обладал не только информацией, но и одновременно нес эмоциональное воздействие на чувства каждого отдельного человека и порождал только общественно-полезные ассоциации. При всём том, что символы возникают в результате анонимного социального заказа, они не должны противоречить нравственным и эстетическим критериям, а также политическим задачам жизни. Время должно отобрать те из них, которые несут общечеловеческие гуманистические идеи.
Литература:
1. Гурова О. Вещи в советской культуре / От бытового аскетизма к культу вещей: идеология потребления в советском обществе: [Электронный ресурс] URL http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/11/10/0000294117/razdel_1.pdf - код доступа: 6.05.10.
2. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. (Учебное пособие для студентов вузов) [Электронный ресурс] URL http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Ionin/_Index.php код доступа: 6.05.10.
3. Кармадонов О.А. Символ в социуме и социальном анализе / О.А. Кармадонов. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2003. – 264 с.
4. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики / М.М. Каспера-вичюс. – Л.: Знание, 1990 – 32 с.
5. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3 CD-ROM).
6. Культурологический блог [Электронный ресурс] URL http://www.culturology-blog.ru/materialnaya-kultura код доступа: 6.05.10.
7. Сайт Элемент [Электронный ресурс] URL http://elementy.ru/news?theme=25811 код доступа: 6.05.10.
8. Сайт Паломник [Электронный ресурс] URL http://palomnic.org/art/icon/churilova код доступа: 6.05.10.

Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 3042 | Загрузок: 614 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ