WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Воскресенье, 19.11.2017, 07:30
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРОВ » «Трансформация артефактов и артефакты трансформации»

Изменение музыкальных предпочтений
[ Скачать с сервера (8.6Kb) ] 13.05.2010, 08:05
Изменение музыкальных предпочтений
А.О. Богданова

Современное общество отличается большим разнообразием благ и потребностей во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Особенно в наше время мы можем заметить широкий спектр различных направлений в музыке. В разные эпохи люди предпочитали разную музыку, как по стилю, так и по содержанию. И сейчас, безусловно, мы можем это наблюдать на примере наших родителей, бабушек и дедушек, на своем личном опыте. 
Существует правило: музыка и песни, которые слушает человек, полностью отражают его личные качества. Так же и в обществе: то, что мы слушаем, не несет в себе ничего, кроме качеств, идеалов и ценностей общества, в котором мы живем.
«Способна ли музыка отражать действительность?» – задается вопросом Герцен. Если да, то в чем особенность этого отражения в своеобразии средств, используемых для этого? Характеризуя драматургию одной из пьес, он выдвигает мысль о том, что отражение действительности в искусстве происходит не адекватно в разных видах. Музыка в отличие от литературы «больше намекает, нежели высказывает», то есть образное воплощение идеального в музыке гораздо сильнее. Ее эмоциональное начало берет верх над реалистическим[1]. Следуя логике Герцена, надо полагать, что музыка не пытается воссоздать конкретные явления действительности, а лишь преподносит ее через различные знаки, символы.
На мой взгляд, черты и характер общества можно выявить с помощью анализа того, какую музыку слушают индивиды в данном обществе. Этот метод эффективен по тому, как, музыка – является неотъемлемой частью в жизни человека, думаю, со мной согласится каждый. Когда нам грустно – находим утешение в спокойных мелодиях, когда радостно – танцуем под веселые шумы.
Для того, чтобы найти причины, по которым меняются музыкальные предпочтения у людей, и в связи с чем это происходит, необходимо сравнить эти самые предпочтения в разные периоды времени. Хотелось бы взять для сравнения популярную музыку советского времени, а также разнообразие и отличительные особенности современной музыки.
Возьмем 70-е годы. Песни поют певцы всех жанров. И оперные, и народные, и эстрадные, различных направлений и стилей: джазовые и барды, приверженцы рока и шоумены. В бурном потоке советской музыкальной культуры, кажется, все смешалось – и стили, и направления. Но на самом деле это не так. В то время, как никогда раньше, обозначилось, что именно, какая именно песня, для кого написана. До этого считалось: все искусство для всех. И в этом утверждении была фальшь. Каждому зрителю-слушателю нужна своя песня, свой жанр в искусстве. Точно так же исполнителю нужен свой зритель.
Но есть одно обстоятельство, одна стихия, которая роднит джазовых певцов с оперными, исполнителей авторских песен - с певцами народными. Эта стихия – время, вырастившее артистов 70-х годов. Это, как теперь говорят, время «застоя». Оно, естественно отразилось и на песне. И хотя песня никогда не умирала, она могла быть плененной политикой, внутренней и внешней, ее не обошли проблемы нравственные и экологические, песня порой приспосабливалась к каким - то обстоятельствам. И все же, не смотря на сложности бытия, она сохранила огромный потенциал для будущего. Вот почему к песне семидесятых-восьмидесятых не следует относиться снисходительно. В тех песнях также отразились страницы нашей истории.
В песнях 70-80-х годов бросается в глаза сочетание каких-то национальных черт с характерными чертами традиционной советской песни: с ее несложными ритмами, звучаниями эстрадно-симфонического характера. Песни достаточно мелодичной, всегда довольно квадратной по структуре, по куплетной форме. Вот эти-то черты советской песни вообще (60-х, 70-х, 80-х годов) считаются традиционными. И именно эти черты удивительно легко и органично соединяются с чертами национальными[2].
К известнейшим музыкальным исполнителям того времени относятся: Тамара Синявская, Александр Ворошило, Александр Розенбаум, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Лариса Долина, Сергей Захаров, Тамара Гвардцители, Александр Малинин, Валентина Толкунова, Нина Мотвиенко и многие другие. Популярными ансамблями считались «Песняры», «Русская песня», «Иверия». И сейчас эти имена не забыты, старшее поколение хранит верность кумирам своей молодости, и, как мы знаем, они в большей степени не разделяют те музыкальные вкусы и предпочтения, которые есть на данный момент у молодежи.
Если говорилось о большом информационном потоке в СССР, то, что уж говорить о XXI веке. Это дает свой вклад для выбора человека: как выглядеть, куда ходить, что смотреть, что слушать. Большую роль сегодня играет мода, которую навязывают нам телеэкраны, интернет, различные печатные издания. История нашей страны также влияет на создаваемую музыку и, соответственно, на наши предпочтения в этом плане.
Редкий период в истории культуры заслуживает эпитета «переломный» с такой ошеломляющей убедительностью, как эпоха ХХ в. с его сначала «Новой», а затем и «Новейшей» музыкой. Конечно, то, что совершается рядом, всегда кажется современникам особенно значительным, тем более, если они сами затронуты переменами[3]. Нужно пытаться более объективно оценивать, происходящие вокруг события и их влияние на изменения в области музыкального искусства.
Переломными были 90-е годы, когда развалилось советское общество, настали тяжелые времена для всей страны и, конечно, творческие люди все происходящее отражали в своих так называемых «протестах» - песнях. Не удивительно, что в наше время большое распространение получило деление молодых людей на разные субкультуры. Панк-движение против всякой власти и государства, такие направления в современной музыке, как рэп и хип-хоп тоже не отличаются «примерным поведением». Рамки для современных музыкантов стали необычайно широкими, сейчас цензура престала быть цензурой. В самом нашем российском обществе прогрессирует бандитизм и криминальные колебания среди молодежи. Такие люди находят смысл в песнях русского шансона, хотя ранее это музыкальное направление запрещалось для вещания, сегодня уже достаточно долгое время существует соответствующая радиостанция.
Я хочу сказать, что процессы, происходящие в обществе, напрямую зависят от музыкальной культуры, точно как и наоборот. Музыка может управлять умами людей, навязывая определенную идеологию и жизненные принципы, к которым, несомненно, относятся и мораль, и отношение к правам людей, закону и т.д.
Немаловажно заметить, что музыкальные предпочтения могут складываться в различные возрастные периоды по-разному. Известно, что подростки отличаются своим юношеским максимализмом и «бунтовским» поведением, поэтому многие в таком возрасте предпочитают «сбиваться в стаи» - в те самые субкультуры, где они находят единомышленников, «братьев по разуму», и только там могут проявлять себя, проводить время в общении. Но также многие, переступив возрастную грань, начав думать о будущем, оставляют такие предпочтения позади, их может привлечь более спокойная музыка, как и будущая взрослая жизнь, наполненная такой же гармонией.
Уделить внимание стоит и клубному движению, которое охватило весь мир и нашу страну в том числе. Поход в ночной клуб у нашей молодежи на сегодняшний день является самым популярным и любимым занятием. Они считают это местом новых знакомств, приятного общения и вообще времяпрепровождения. По этой причине «творения» ди-джеев заполняют плееры большинства молодежи, а клубные хиты становятся лидерами многих чартов.
Анализируя все это, я более чем уверена в том, что черты характера общества отражаются в их музыкальных предпочтениях. Взятые для сравнения «герои» музыкальной индустрии советского времени и современности, только доказывают нам этот факт. Процессы, происходящие в обществе, определенные рамки музыкального творчества формируют музыкальную культуры и ее плоды в виде песен, композиций, треков. А мы всегда имеем право на выбор, и благо, этот выбор представлен нам в широком формате и во всем его разнообразии. Музыка не имеет предела, и с течением времени будут смешиваться и появляться различные новые жанры, стили, направления. С изменениями во внешней среде будут меняться и музыкальные предпочтения.

Библиографический список
1. Воронина Н. И. Особенности суждений о музыке // Музыкально-эстетическая мысль середины XIX века / Под ред. И. В. Нестьева, В. М. Борискина. Саратов, 1989; с. 152
2. Тухманов Д. Время и песня // Певцы советской эстрады: выпуск третий / Составитель М. В. Успенская. М, 1992; с. 304
3. Холопов Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века // Эстетикана переломе культурных традиций / Под ред. Н. Б. Маньковской. М, 2002; с. 238

Перейти к обсуждению


Категория: «Трансформация артефактов и артефакты трансформации» | Добавил: Админ
Просмотров: 992 | Загрузок: 603 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ