WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:18
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Влияние межпоколенческой преемственности на выбор места учёбы
[ Скачать с сервера (41.5Kb) ] 07.03.2010, 15:12
Влияние межпоколенческой преемственности на выбор места учёбы.
И.В. Лунёва, Э.С. Шувалов

Наше общество стремительно изменяется, тем не менее ценности образования были и остаются приоритетными для нашей культуры. Очень часто это те немногие вещи, отношение к которым идентично у разных поколений. Но каково конкретно это отношение, как влияет отношение к образованию в целом на выбор вуза и специальности, остаётся малоизученным вопросом. Учитывая актуальность указанного вопроса и опираясь на традиционные ценности, присущие российскому обществу на протяжении большого периода времени, мы и решили рассмотреть обозначенную проблему.
В исследовании указанной нами темы мы опирались, прежде всего, на постулаты теории структурации и семиотики культуры. Целью данного исследования являлась интеграция имеющегося опыта и знаний для анализа восприятия классического образования и мотивации поступления в ВУЗ на основе привитых или полученных в ходе первичной социализации ценностей. Для достижения поставленной цели был проведён анкетный опрос поступавших в 2009 году абитуриентов и их родителей, и последующий его анализ для выявления не только эффективности дальнейшего позиционирования и продвижения Института Социальных Наук ИГУ среди будущих его студентов и их родителей, но, и для анализа межпоколенческой преемственности ценностей, связанных с высшим образованием (стоит заметить, что при данном анализе мы старались учитывать то, что образование как социальный институт тоже прививает свои ценности представителям различных поколений).
Анкетный опрос проводился добровольным сообществом студентов, объединённых в «Молодёжный Бизнес-Клуб ИСН ИГУ» (далее по тексту – МБК). МБК – объединение студентов старших курсов специальностей «Регионоведение» (компетентных в научно-исследовательской работе) и «Менеджмент организации» (для которых проблема управления обществом особенно актуальна в контексте обучения в ИСН ИГУ). В исследовании принимали участие четыре представителя данных специальностей (один и три соответственно). Члены коллектива МБК сами не так давно были абитуриентами, опирались на определённый набор критериев при выборе ВУЗа и своего будущего. Это позволяет говорить о высокой эффективности работы представителей МБК в ходе анкетного опроса, обработки и анализа результатов (здесь также стоит учитывать направленность преподаваемых данным студентам дисциплин).
Учитывая данные особенности коллектива МБК, на основе имеющихся знаний, полученного социального и исследовательского опыта, при помощи консультаций компетентных специалистов, было разработано две анкеты, одна из которых в дальнейшем предлагалась для заполнения абитуриентам в ходе работы приёмной комиссии, а вторая - родителям для заполнения перед церемонией зачисления (это было сделано для того, чтобы получить более объективную родительскую оценку по завершении приёмной кампании, когда произошло внутренне осознание её эффективности). Шаг выборки при анкетном опросе абитуриентов был равен четырём, при опросе родителей – трём.
МБК стремился путём анкетирования выяснить, что действительно важно для абитуриентов и их родителей при выборе учебного заведения и то, как влияет уже сложившийся имидж образовательного учреждения на выбор; антагоничны ли ценности родителей и абитуриентов, или же они схожи, т.е. высока ли степень преемственности ценностей в отношении высшего образования, либо же имеет место высокая дифференциация
Проведённый анализ показал следующее. И для абитуриентов, и для родителей, ведущим фактором, повлиявшим на выбор ИСН при поступлении, стала возможность получения высшего классического образования (при выборе варианта ответа на вопрос «что сыграло для Вас решающую роль при выборе ИСН ИГУ» этот вариант отметили 59% и 71% опрошенных соответственно). На втором месте стоит положительный имидж ИСН ИГУ, который отметили 27% абитуриентов и 41, 7% родителей. А вот дальше уже начинается расхождение в восприятии ценностей: если для абитуриентов квалифицированный преподавательский состав не особенно важен (13%), что можно объяснить стремлением к именно студенческой жизни в том восприятии, которое ныне существует – весёлая жизнь, куча знакомств, учёба как понятие без учёта каких-либо факторов, то для родителей тот же самый фактор играет уже более значимую роль (37%), и объясняется это, прежде всего, заботой о собственном ребёнке, осознанием того, что, отпуская его на учёбу, они доверяют его в надёжные руки, родительским инстинктом, который появляется уже с возрастом, и в силу этого, не может быть привит младшему поколению. Абитуриенты также делают акцент на престиже ИСН (его положительный имидж отметили 71% опрошенных, что может свидетельствовать о значимости имиджа. Такой вывод основывается на преобладании фактора престижа при выборе вуза в современном обществе). Стоит также отметить значимость и для родителей, и для абитуриентов такого фактора, как удобное месторасположение корпуса (25%), что можно объяснить стремлением к удобству и комфорту, которые можно отнести к базовым потребностям, изначально заложенным в человеке, а с возрастом, под присмотром родителей, только развивающимся.
Анализ таких параметров, как решающие факторы при окончательном выборе вуза и предпочтительный способ получения информации, показал следующее. Большинство опрашиваемых при ответе на вопрос «Почему Вы решили поступать именно в ИСН» в качестве варианта ответа указали, что поступление в ИСН было их осознанным выбором (53%), и только 14% указали в качестве повлиявшего фактора мнение родителей. Здесь мы можем видеть потерю межпоколенческой преемственности, каковая была в то время, когда наши родители как раз-таки были детьми и мнение их родителей играло большую роль при важном для дальнейшей жизни выборе.
Что касается способов получения информации (вопрос был сформирован следующим образом: «Откуда Вы узнали про ИСН?»), то мы можем говорить о таком феномене, как «обратная межпоколенческая преемственность», когда предпочтение к получению информации с помощью сети Интернет переходит от детей (38%) к родителям, когда первые росли под влиянием бурно развивающейся сети на глазах вторых. Хотя при этом на втором месте у родителей в качестве источника информации стоит более приемлемый для них вариант - друзья или знакомые. На наш взгляд, представителям поколения родителей абитуриентов 1992 года рождения более свойственно опираться на мнение проверивших что-либо на собственном опыте, знающих это непонаслышке. Стремление пользоваться глобальной сетью – это отвечающее тенденциям современного общества требование личности к системе высшего образования.
Из проведённого анализа можно сделать следующий вывод. Наше общество, несмотря на стихийные и нелогичные изменения, продолжает передавать из поколения в поколение ценности высшего образования; это, на наш взгляд, обусловлено такими факторами, как воспроизведение высшим образованием самого себя, что выражается в устойчивом восприятии поколениями приоритетов данного социального института; высокая степень межпоколенческой преемственности, что обусловлено устойчивостью восприятия высшего образования, характерной для общества фигуративного типа культуры, коим и является наша страна. Образование переносит свои ценности на индивидуумов, адаптирует их к социуму. И немаловажно, чтобы подобная преемственность не теряла своей актуальности и дальше.
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 972 | Загрузок: 537 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ