WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 22.09.2017, 12:29
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Социально-культурная характеристика бурятского этноса: взгляд из США
[ Скачать с сервера (46.5Kb) ] 07.03.2010, 20:32
Социально-культурная характеристика бурятского этноса: взгляд из США
А.А. Нензен

Социальные стереотипы, складывающиеся в результате наличия определенных ментальных установок для представителей различных этнических групп, зачастую не позволяет определить реальную культурно - этническую картину страны. Заграницей, типичен обычный образ современной России, характеризуется населением, состоящим лишь из европейских русских. Этот образ совершенно неправильный: даже после распада Советского Союза, его преемница, Российская Федерация, полностью полиэтничная и многонациональная страна. Множество народов живут в крупнейшей части России: Сибири. От Урала до Тихого океана население страны составляют не только русские, но и татары, юкагиры, ненцы, эскимосы и другие этнические группы, в том числе один из самых многочисленных народов Сибири – буряты. В своей статье предлагаю рассмотреть бурятский этнос как одну из крупнейших этнических групп, проживающих на территории Байкальского региона.
Происхождение бурят
Особенная внешность бурят на земле России - итог пребывания монголов, во время Чингисхана. В начале название «бурят» включалось несколько разных племен, живщих у озера Байкал, в регионах Прибайкалья и Забайкалья. Первое упоминание «Буряты» в монгольской книге «Сокробеннош Сказание» (1240). С тех пор, разные группы присоединились к ним, так что буряты фактически смесь монголов и других народов. Первые русские, которые пришли в Сибирь по службе, называли землю «земля братов» из-за мирных отношений между ними и бурятскими племенами. Позже, с присоединением к России, бурят оффиционально называли «русские мунгалы».
Когда началась перепись в середине 17 в., благодаря русским, численность бурят составляла лишь 27,000. Сегодня, буряты самый крупный коренной народ в Сибири. Их численность около 500,000. Буряты не только население отдельной Бурятии, но и Усть-ордынского Бурятского автономного округа в составе Иркутской области и Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Еще некоторые тысячи живут за пределами России, вообще в Монголии и в Китае. Конечно, как у каждого народа, существуют маленькие разницы внутри бурятской культуры, но еще возможно говорить об одной общей культуре и считать самосознание достаточно сильным.

Культура
Язык
Бурятский язык принадлежат к алтайской языковой семье, единственный язык народов Сибири, которые относят к монгольской языковой группе. Письменность бурятского языка три раза изменялась, до 1931 древняя письменность - старо-монгольская, до 1939 по латинской графике, а с 1939 на основе русской графики из-за могущественного влияния Правительства Советской России. У бурятского языка существуют некоторые акценты, например у бурят, живущих более на западе, сильнее влияние тюркского языка.
Хозяйство и основное ремесло
В истории главная деятельность хозяйства бурят - скотоводство с лошадьми, верблюдами, овцами и козами. Специфичный вид скотоводства зависит от места: в Прибайкалье занимались полуоседлым типом, а в Забайкалье - кочевым, как в Монголии. Из скота, буряты получили некоторые и важние продукты, как мясо, кожа, молоко, шкуры и шерсть - все использовали. Дополнительно буряты занимались охотом и рыболовстом, используя свое выгодное расположение у озера и рек Байкала. Традиционная охота - многочисленная и разнообразная. Охотились на зверей и дикую птицу, при этом используя следующие орудия: лука со стрелами, ловушки, капканы и самострелы, индивидуальные и групповые. Бурятское хозяйство также включает добычу соли, слюды и железа. Бурятское кузнечное ремесло было достачно развитым и известным, так что занимались торговлей оружием, орудиями и украшениями не только с остальным населением Сибири, но международно с Китаем и Монголией.
Неудивительно, со времен кочевой жизни жизнь бурят сильно изменилась, особенно после присоединения к России. Даже если земледелие было частью бурятского хозяйства уже в средневековье, оно стало более важным и в результате этого, жизнь бурят стала осёдлой.
Религия
У бурят особенное верование, которое на сегодняшее день не только отличается от других коренных народов, а меняется в зависимости от расположения. В древних временах, буряты следовали шаманизму, как другие народы Сибири. Но разными путями прибыли и буддизм из Монголии и христианство из России, которые все слились вместе. Несмотря на этого, у бурятов остаются крепкие корни шаманизма, а эта уникальная смесь для бурят не считается ни странной ни оскорбительной.
Характерные для бурят противоборствующие силы, например между добром и злом, белым и черным, земным и подземным широко распространена. Символ этого сэргэ, высокие столбы стоящие на дворах или на святых местах, называют бариса, где чувствуется присутствие духов. Для семьи ее сэргэ очень важен, настолько, что родился фразеологизм «ибо пока стоит сэргэ - жива семья». Подобное сэргэ - обо, постепенные каменные туры обычно основывали вдоль дороги, чтобы направлять путешественников. Даже сегодня обязательно кормить обо, который символизурет духа места и всегда требуется еда. По одной традиции, первый складывает какую нибудь пищу, либо монеты, либо табак у обо, и потом ходить вкруг тура по часовой стрелке, кланяется и добавляет еще маленькие камни к нему. Еще пример противоположности, это что обычно у бурятов два шамана: один белый, который делает хорошо, а другой черный, который зло.
Другой распростроенный аспект культуры и верования бурят число «пять», которое символизирует «пять будды», которые вместе составляют космос. Тоже веруют, что каждая часть этих пятых элементов - часть человеческого тела. После смерти человека, элементы возвращаются в природу от тела. Собственно одной традиции эти элементы: земля, воздух, огонь, вода и «эфир» - значение небесного пространства. Эти символы часто встречаются и в современной культуре, например, на флаге Бурятии.
Если когда-нибудь побываете в бурятском регионе, вы, наверняка, увидите хадакы висящие на деревьях. На эти кусочки материи, часто голубого цвета, символизирующего небо, пишут молитвы, просьбы или желания. Когда ветер дует, буряты считают, он принесет эти слова к Бурхану («Бог» или «Будда» для некоторых народов Центральной Азии.)
Семеиные и обшественные отношения
Основная часть бурятского общества - семья. Малая семья наиболее обычный вид, состоящая из мужа, жены, детей и, иногда, родителей. Для браков экзогамия была значима и поэтому нельзя буряту жениться на бурятке из своего клана. Также важно было социальное положение девушки, которое определяло величину калыма. Жизнь бурятских женщин не была совершенно ограничена, у них были свои права, но традиционные запреты внимательно соблюдались. Например, в отношениях к свекровкам, жены должны быть подчиненными.
В обществе, пятеричный символизм тоже играл важную роль для обучения простых бурят, и обнаруживал главные направления семейных и общественных отношений. Здесь, мягкое дерево - символ благоволения, железо - обычаи, огонь - закон, вода - мудрость. Вместе благоволение, обычаи, законы и мудрость образовывают справедливость, символ которой земля. Тесные отношения, не только между родственниками, а вообще, характерны для бурятского общества, это почитание старших, бедных, сирот и вдов - высоко ценятся, вместе с гостеприимством.
Вопросы, связанные с культурой бурятского этноса, не только интересна антропологам, но перспективна, важна и актуальна вообще. В мире процесс глобализации в сторону монокультуры усиливается каждый день из-за массовой информатизации и коммуникации. Для бурятов будущее выживание их древней культуры особенно сложно из-за их положения в качестве республики Российской Федерации. Чтобы сохранитъ традиционную жизнь древних народов России, которая также является богатством мира, во-первых, нужно хорошо знать их культуру. Государство планирует создатъ особенные экономические зоны туристического характера в Сибири, в частности на территории республики Бурятия. Культура населения важна и привлекательна для туристов, и может стать средством повышения социально-экономического уровня бурятского этноса. Кроме того, прошлое, настоящее и будущее коренных народов важны для добросердечного развития России как полиэтнической, многокультурная страны, где буряты - один из самых крепких коренных этносов на территории современной Сибири.


Список использованной литературы:
1. Ищенко Е.Н. Особенности верований бурят: конспект лекции.
2. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть I. Присоединение к России: Учебное пособие для 7класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. –Новосибирск: ИНФОЛИО, 2004. -256с.: ил.
3. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред.В.А. Тишков – М.:Большая Российская энциклопедия, 1994. – 479 с. С.180-121

Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 2954 | Загрузок: 543 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ