WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Среда, 25.04.2018, 00:04
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Понятие "личности" как стереотип в трансформационном аспекте
[ Скачать с сервера (50.5Kb) ] 07.03.2010, 22:10
Понятие "личности" как стереотип в трансформационном аспекте.
В.А. Солодова

"Не дай вам Бог жить в эпоху перемен", - говорил Конфуций. Это высказывание несет в себе глубокий философский смысл, но применительно к современной России вызывает массу противоречий. Понятие "перемена" может носить негативный оттенок в случае ассоциации его, допустим, с народными волнениями на какой либо почве (в том числе и потере идеологии, что происходило в России начала 90 годов XX века), войной. С другой стороны, при его ассоциации с понятием естественной трансформации, оно несет уже совершенно иной характер, по моему мнению, положительный и прогрессивный. Трансформации сегодня подлежит практически все: материальное и духовное, будь то разрушаемые водой и ветром тысячелетние горы или меняющееся представление о моральных ценностях. Одним немаловажным для человека аспектом его внутреннего мира является осознание самого себя и окружающих его людей, личностей. Что же такое понятие личность? Толковый словарь Ожегова дает следующие определения:
1. человек, как носитель каких-либо свойств, лицо;
2. обидные замечания, намеки (устар.)[4].
В первом случае приводятся примеры: "свободная личность", "светлая личность", а во втором случае – "прошу без личностей", "перейти на личности". Уже в самом определении прослеживается изменение отношения к этому понятию: от резко негативного до нейтрального и отчасти позитивного. При этом, «личность» значительно отличается от "индивида", под которым понимается единичный представитель человеческого рода, от "индивидуальности", человеке, обладающего совокупностью черт, отличающих данного индивида от других. Личность, в современном понимании этого слова, более присуща демократическому обществу, как символ свободы и независимости. В царской России такое отношение к каждому человеку было абсолютно неприемлемо в силу сложившихся порядков. В СССР это также не приветствовалось, общие интересы были превыше всего, люди вместе строили коммунизм – свое светлое будущее. Таким образом, лучше всего рассматривать отношение человека к «личности» на этапе перехода от социалистического к демократическому обществу. На этапе, которому присущи ломка устоев, потеря идеологии, отрицание прежней политики, но при этом стремление к новой жизни и принятие «манящей» западной идеологии. Так что же такое личность, осознает ли человек себя как личность, как менялись представления человека по этому поводу? За основу рассмотрения данного вопроса будут приняты результаты проведенного контент-анализа газеты «АиФ» за 1984-2009г[1].
Интерес к личности рос по мере приближения нашего общества к демократии, точнее будет сказать подогревание интереса к демократии за счет пропаганды личности. Спад интереса к теме был в начале 90-х, по достижении цели – «демократии». В 80-е годы понятие личность в статьях газет встречалось очень редко, но делилось на два русла: советский труженик и иностранец, чаще американец. Труженик представал как коллективист и активист. Американца же в СМИ либо жалели – какой он одинокий, бедный, униженный и оскорбленный, либо обзывали эгоистом и лжецом. Стоит отметить, что алкоголезависимый человек описывался лучше, чем тот же американец. Спекулянты характеризовались практически наравне с американцами. Само понятие «личность» противоестественное, это не коллективист, изгой, участи которого никто не желал. Ближе к 90-м годам понятие начинает приобретать свою действительную значимость.
В 1991 человек предстает неуверенным, запутавшимся. Спекулянт уже не вор, а предприимчивый человек. Впервые говорится о неустроенности российских, а не зарубежных граждан, и трудоголик описывается как одинокий, зацикленный человек, а не герой и передовик производства. Привлечение внимания к личности – трюк, который, выполнив свою миссию в 1991, стал уходить в историю – интерес к теме личности пошел немного на спад. Теперь открылся весь спектр личности: бизнесмен, спортсмен, мусульманин и другие. Множество оценок как положительных, так и отрицательных. Ближе к 2000-м рассказывается о многих личностях, часто нейтральная оценка, большой упор на состоятельность, нередко негативная оценка (извращенец, проститутка). Конец 90-х начало 2000-х наиболее жесткие для символа личности года. Имеется резко-негативная оценка коррумпированных властей, милиции, чиновников, при этом сострадальческое отношение к малоимущим, бедным. За рассматриваемый период, можно сказать, символ «личность» пережил некое зарождении и довольно бурное развитие, длинною уже в 25 лет.
«Личность» – своего рода стереотип, претерпевший изменение от чужеродного советскому человеку понятия до подобия путеводной звезды в 90-е годы, отголоски чего сохраняются и сегодня. Рассматриваемое понятие довольно хорошо изучено, существует множество подходов. В психологии, например, существует Я-концепция личности – обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности[6]. Концепция включает Я-реальное (приписываемые человеком себе качества и характеристики, свойственные ему в данный момент жизни), Я-зеркальное (представление человека о том, что думают о нем другие), Я-идеальное (каким человек хочет видеть себя в идеале), Я-образ (каким бы человек хотел стать, если было бы возможно все, в том числе фантастическое) и прайминг (процесс активизации в памяти какого-либо из аспектов вышеперечисленных Я-концепций в определенной ситуации). Прайминг может выражаться следующим образом: если человек слышит слово «внук» он вспоминает о свеем внуке (Я-реальное) или представляет его в будущем (Я-идеальное). Концепция позволяет лучше понять внутренний мир человека, его самооценку, жизненные цели и стремления.
Личность сегодня также рассматривается как один из субъектов политики, изучается политическая социализация личности, личность лидера [3]. В курсе «Организационного поведения» личность характеризуется как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида [5]. В философии тема человека и личности также актуальна. В Книге Фромма «Бегство от свободы» автор говорит о мнимой свободе человека [7]. Люди всегда стремятся к личной свободе, но не всегда понимают цену этой свободы и, получив ее, хотят вернуться к прежним устоям. Для наглядного примера нет необходимости углубляться в изучение мировой истории, достаточно обратиться к истории России. Дух свободы тревожил умы людей во все времена, результатами чего порою были восстания, бунты, но требования бунтарей чаще всего ограничивались рядом жизненно необходимых требований. Организация народных волнений организовывалась небольшим количеством личностей - «добродетелей», которые обещали светлое будущее и часто забывали о своих обещаниях, достигнув власти. Советский период охарактеризовался не ограничением прав личности, как в царской России, а полным подавлением личности и созданием ощущения всеобъемлющей поддержки и опоры государства. При всем этом, как при правлении наших князей, царей, так и во время советской власти сохранялась уверенность народа в необходимости наличия личности практически родного (царь-батюшка, дедушка Ленин) лидера - символа, оберега государства.
Переход к демократии предусматривает соблюдение ее основных принципов. По одному из таковых, закрепленных в Конституции РФ источником власти является многонациональный народ, что обусловливает участие каждой личности в политической жизни страны [2]. Российские люди не привыкли думать о себе в таком отношении, мы критикуем власть и при этом полны уверенности и надежды на его защиту (возвращаясь к вопросу «Бегства от свободы»). В силу русского менталитета личность иногда тяжелая на подъем, но терпеливая и трудолюбивая в работе, сопереживающая другим, верит в батюшку-царя и светлое будущее.
Таким образом, личность – понятие многогранное. Оно претерпело ряд преобразований, а с изменением отношения к понятию поменялся и сам человек. Личность вобрала в себя опыт многих поколений: уважение властей и веру от царской России, способность работать в коллективе из советского времени и возможность отстаивать свои права – из современности. Главный аспект личности – осознание человеком себя как личности, способной добиться большего в жизни, уважать себя и окружающих.


Список использованной литературы:
1. Газета «Аргументы и факты», 1984-2009
2. Конституция Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008
3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2006.
5. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.
6. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер,2008. – 256с.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 1101 | Загрузок: 539 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
YMMD with that aneswr! TX

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2018 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ