WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:19
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Подростковая субкультура – «готы» как способ социальной идентификации в изменяющемся обществе
[ Скачать с сервера (84.5Kb) ] 07.03.2010, 22:41
Подростковая субкультура – «готы» как способ социальной идентификации в изменяющемся обществе.
М.Н. Чувашова

Загадка человека, сравнивающегося себя, т.е. отождествляющегося или идентифицирующегося с каким – то определённым, на его взгляд, идеальным для подражания, кумиром или выбирает круг общения, где его интересы совпадут с интересами данного общества, состоит в его психики. На восприятие человеком информации влияет его картина мира.
Потребность в социальной идентификации подростков проявляется в стремлении к индивидуализации, выделению из других социальных групп – "детей’ и ”взрослых’ и более критичное восприятие себя. Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей: прежде всего, стремлением к независимости. Так, если раньше, например, девочка или мальчик комфортно чувствовали себя в роли "маминой и папиной дочки или сыночка”, то теперь, вступив в переходный возраст, они изо всех сил стараются отмежеваться от близких людей, показать всему миру, что они не "приложение” к родителям, а самостоятельная личность. Это нормальное желание подрастающего человека, и с ним нужно считаться.
Вторая характерная черта этого возраста – осознание собственной индивидуальности.
Маленький ребёнок испытывает потребность угождать родителям, поэтому, например, если это девочка, то ей хочется всё делать, "как мама”: одеваться, как она, есть тоже самое, носить мамины бусы и краситься её помадой. Это всегда до крайности умиляет родителей, и поэтому они оказываются совершенно не подготовленными к подростковому бунтарскому поведению их ребёнка. А их повзрослевшие девочка или мальчик внезапно осознают себя личностью! Им уже не хочется копировать мать и отца, у них появляются свои желания и потребности, и нравится им уже не то, что нравится родителям, а то, что принято в их подростковых компаниях. Они растут, их вкусы формируются. В идеале, конечно, родители играют в этом процессе не последнюю роль, но если взаимоотношения с ними плохие, то главными "учредителями моды” станут друзья и одноклассники. Также кое-что подростки почерпнут из фильмов, телерекламы, журналов, красочных буклетов, Интернета и т.д.
Третья особенность подросткового возраста – повышенная субъективность восприятия жизни, склонность к рефлексии, усиление самокритики. Кроме того, подросткам свойственна повышенная раздражительность, мнительность, тревожность, ненаправленная агрессия, склонность к бессмысленному бунтарству.
Формирование психики, которая в подростковом возрасте не успевает за физическим и физиологическим развитием, без участия взрослых людей (родителей и педагогов, а в более сложных случаях и психологов) может привести к печальным результатам. Психологи утверждают, что отсутствие понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников часто приводит подростков к мыслям о суициде или нарочитом выборе того, что неприемлемо старшим поколением. Отсюда вызывающая одежда (короткие юбки, невообразимых расцветок футболки, рваные джинсы); боевой макияж (чёрная помада, яркие тени, румяна, размазанные блестки по всему лицу); поклонение рок – или панк – идолам (ирокезы, татуировки, пирсинг); да и просто откровенно вызывающее поведение [5].
Таким образом, подростковый возраст становится своеобразной "открытой площадкой” для формирования новых социальных смыслов, самоидентификаций и самореализаций вчерашних детей. Одним из наиболее ярких примеров формирования молодежной субкультурной идентификации является течение "готов”.
Готы – молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения "готов" основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти.
"It isn’t an insult for us to be called Goth.
Its one type of music, music that we like”.
(«Это не оскорбление для нас быть названным Гот.
Это тип музыки, которую мы любим».)
Porl King "Rosetta Stone”
(солист музыкальной готик – метал группы "Rosetta Stone”)
В самом конце 70-х панк волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское (с фран. "decadans” – "упадок”) музыкальное течение не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский [2].
В России готы появились в середине 90х годов. В это время происходит огромный наплыв информации на людей с запада. Люди начинают глубже узнавать все "прелести” западной культуры. В 90х годах в России формируется "Dark Culture” ("Тёмная культура”) – это общее название для субкультуры, которая включает в себя и готов, и вампиров, и другие мрачные персонажи. Это течение распространилось с западной части России до Сибири и Дальнего Востока благодаря музыке, журналам, книгам, телепередачам. (К готам присоединился поток выходцев из "металической” среды. Так родился "gothic metal”- новый стиль металической музыки).
Как показывают опросы, средний возраст "готов" – 15-19 лет. Минимальный возраст – 14 лет, реже встречаются лица 20-22 лет [4].
Для "готов" характерны депрессивное психологическое состояние: меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.
Специалисты выделяют следующие подгруппы "готов":
1. Готы – сатанисты.
2. Готы – "вампиры". Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное "кусание в шею" в качестве приветствия между "готами" и как своего рода визитная карточка гота-"вампира".
3. "Кибер-готы" виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый.
4. "Панко-готы" (внешняя атрибутика является сходной с "панковской").
5. "Фетиш - готы" (пропагандирующие садо-мазо).
6. "Трайбл - готы" (поклонники культа друидов).
7. Маргинальные слои "готов" ("бэби-готы", маргинальная часть "роле-готов" из числа так называемых "ролевиков", "алко-готы" и др.).
8. Окологотические фанатские сообщества.
9. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
Идентификационные внешние признаки "готов", практически не встречающиеся в иных молодежных субкультурах, например, готы прокалывают ушные мочки, нос, губы, вставляют металлические украшение, в ход также идут булавки. Внешнему виду уделяют особое внимание: на лицо накладывают грим – белую пудру, глаза подводят обильно черным карандашом, накладывают тени от чёрного до синего и лилового, губы красят красной или чёрной помадой, зависит к какому типу готов ты принадлежишь; волосы окрашиваются в чёрный, красный или чёрно – синий цвет, некоторые выбривают виски; ногти красятся в чёрный цвет и т.д.
По мнению психологов, выбор исключительно черного цвета одежды в ряде случаев обусловлен глубокими психологическими травмами несовершеннолетних "готов"[4]. Для них это цвет одиночества, ребенок ограждается от людей, пытаясь защитить себя от них (непонимание со стороны родителей и близких, унижение сверстников) или самоутвердиться (быть не таким как все)
У готов имеется своя символика. Египетский анк или анх (крест с петлей на верхнем конце) – символ вечной жизни, взят из фильма Тони Скотта "Голод” (1983 год). Этот символ связан с вампирской эстетикой. По фильму, вампиры оставляли на теле жертв этот символ, что означал вечную жизнь вампира. Поэтому символ стал применительно для ответвления в субкультуре, как готы – "вампиры”. Также имеются различные кресты в готическом стиле. Летучая мышь с поднятыми или опущенными крыльями, символика смерти (двух- или трехмерные изображения черепов, скелетов, гробов). Для части "готов" ношение такой символики и атрибутики носит мистический смысл и является неотъемлемой частью их жизни, для некоторых "готов" это дань своеобразной моде, для всех, помимо основной мотивации, эта символика и атрибутика выполняют функцию распознавания своих сторонников.
Существует определенное течение в музыке, оцениваемое и воспринимаемое "готами" как "готическое". Группы: "Blutengel”, "The Cradle of Filth”, "Hellirius", "Arcana", "Sophia". Музыка готов имеет депрессивных характер, слова песен непосредственно связанны с вампирами, дьяволом, антипатии к жизни.
Местом сборища готов являются заброшенные здания, а часто кладбища. Поэтому они охотно заимствуют кладбищенскую и вампирскую эстетику. Атмосфера кладбища, по мнению готов, содержит в себе таинственную энергетику, которая их притягивает и забавляет. Среди готов, да и вообще любителей "кладбищенских посиделок”, встречается люди с психической болезнью: тафофилия (тяга или любовь к кладбищам) и некрофилия. Причины любви готов к подобному времяпрепровождению разнообразны – большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти.
По мнению ряда специалистов, в частности кандидата медицинских наук, сексопатолога А. Воронина, кладбищенские пристрастия являются одной из форм проявления некрофилии. Это заболевание, которое встречается редко и преимущественно у психически больных людей. Они специально устраиваются на работу в морги или на кладбища, чтобы быть ближе к объекту своей страсти. Такие люди крайне редко обращаются за помощью к специалистам и обычно скрывают свое занятие от окружающих, даже от членов семьи. Они попадают на лечение лишь после того, как их задержат правоохранительные органы, или разоблачают близкие. Идеология ряда объединений и направлений «готов» носит сатанистский характер. За последние 10 лет отмечен целый ряд контактов «готов» с сатанистскими сектами (в большинстве случаев – с «сатано-ролевиками»), как правило, такие контакты происходили на кладбищенских сходах ”готов”[4].
Любители готической культуры проводят свои фестивали для поддержания субкультуры и развития музыки, например, "Castle party dark independent festival” – это независимый готический фестиваль, один из самых крупных фестивалей в Европе (Польша, г. Болков). Некоторые готические группы, выступающие на castle party: Forgotten Sunrise (Эстония), Holodne Sonze (Украина), The Cruxshadows (США), The Last Day o Jesus (Словакия), Attrition (Англия), Disharmony (Словения) и др. создатели фестиваля: DJ Leszek Rakowski и DJ No name. Компания "Мерчендайзинг”.
В каждом российском городе проходят готические концерты, тусовки, сборища. В иркутской области ежегодно проводится международный байк-рок фестиваль «Байкал – Шаман». На рок – фестивали присутствуют не только байкеры, но и разные субкультуры, в том числе и готы. От субкультуры готы выступают разные музыкальные коллективы, исполняющие готик – метал. Съезд байкеров и рок-музыкантов "Байкал-Шаман" впервые состоялся летом 2001 года близ поселка Утулик на берегу Байкала. На праздник приезжают приглашенные со всей России мотоциклисты. Присутствуют также туристы – мотодальнобойщики из Германии [1].
Недавно в Иркутске в ночь с 13 на 14 ноября 2008 года проводилась вечеринка "GOTHS UNDEAD PARTY" – ночь вампиров, на которой выступали три группы "Das Ich” (Германия), "Roman Rain” (Россия) и "Gothika” (Япония). Мероприятие проходило в ночном клубе "Объект 01”, зрителями были готы, металисты, рокеры и другие представители неформальных движений [6].
Культура готов и других субкультур в России укрепляется и развивается благодаря интересу молодых людей к субкультурам и распространениям атрибутики, а также интернету и СМИ. Конкретно ответить на вопрос «когда появились готы в иркутской области?» - сложно. Сложность состоит в нехватке информации по данной теме. В интернете информации недостаточно.
Однако есть общее предположение развития субкультуры: сначала, шло формирование "почвы”, сюда входят книги декадентского направления, притом написанные раньше, чем создалась данная субкультура, а также музыка, журналы. Происходило объединение людей по интересам и желанию самовыражения. Раньше люди шили одежду, равняясь на европейских готов, а сейчас всё это можно купить в специализированных магазинах для готов и других субкультур.
Мы полагаем, что субкультура готы произошла не за месяц или год и по желанию одного или нескольких людей, а на протяжении многих лет. Развитие субкультуры сейчас набрала обороты. Что этому предшествовало: 1. Открытие магазинов с готик – атрибутикой; 2. Гастроли по городам России разных готических групп, не только российских; 3. Подключение к интернету школ.
Субкультура "готы" содержит в себе определенные характерные черты, обуславливающие ее потенциальную криминогенность и высокую социальную опасность:
1. Выбор кладбищ в качестве предпочтительных мест сходов (в Москве среди "готов" популярно Ваганьковское кладбище, на котором много немецких старинных могил). Некоторые группы "готов" склонны к вандализму на кладбищах, открыто заявляют об этом в интернете. По сообщения СМИ, уже неоднократно фиксировались факты участия "готов" в катах кладбищенского вандализма.
2. Пограничное, маргинальное состояние сознания многих "готов", происходящие в среде "готов" процессы характеризуются тенденцией к увеличению агрессивности сообщества.
3. Смычка с идеологией религиозного сатанизма и расширяющиеся контакты с сатанистскими сектами.
4. Отмечена суицидальная направленность отдельных направлений движений "готов". Так, Университет города Глазго опубликовал результаты исследования, свидетельствующие о том, что молодые люди, увлекающиеся готической субкультурой, более склонны к самоубийству, нежели их сверстники из других молодёжных субкультур [4]. По сообщениям СМИ, в начале мая 2008 г. в Казани совершили групповой суицид две 14-летних школьницы, бросившиеся под проходящий поезд. Судя по записям в личных дневниках школьниц и по специально одетой в связи с запланированным суицидом одеждой, был сделан вывод, что они относились к "готам". Большой общественный резонанс вызвала трагедия в Благовещенске в сентябре 2006 года. Две двоюродные сестры 14 и 16 лет выбросились с 12-го этажа, связавшись скотчем. В предсмертной записке говорилось: "Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса". Весной 2008 года в столице Коми на городском кладбище шестнадцатилетняя девушка-готесса повесилась на кресте. Задумав уйти из жизни, девушка поделилась своим намерением с подругами, но, ни родители, ни учителя даже не подозревали о ее мрачных мыслях. Найдя в сети Интернет информацию о том, как гот может "красиво" расстаться с этим миром, она выполнила описанный в Интернете ритуал.
5. Много более жесткие, в сравнении с другими социально негативными объединениями несовершеннолетних, коммуникативные барьеры, исключающие участников движения из коммуникативной системы общества, повышенная сложность психологического выведения ребенка, втянутого в движение готов, из этого движения.
6. Бисексуальность как часть субкультуры многих направлений "готов" дает свои специфические результаты. По данным правоохранительных органов, зафиксировано появление "готов-проституток" [4].
Давайте рассмотрим, как происходит вовлечение подростков в данную субкультуру. Сначала одному человеку, ещё не ставшему готом, интересна, например, музыка в стиле готик – рок. Затем он слушает разные рок – группы этого направления, собирает информацию про них. А потом узнает, что кто – то (уже является готом) ещё увлекается этой музыкой и собирает информацию. Оба человека объединяются, и им неважно, что один друг - хулиган, а второй – ботаник – у них теперь общие интересы. Этот новоиспеченный друг – гот приводит своего непосвященного друга в свою субкультуру – происходит знакомство. Непосвященный друг понимает, что ему всё здесь нравится: культура, имидж готов их отношение к соратникам. Человек получает массу новых ощущений. И он осознаёт себя индивидуальностью. Теперь он – гот, часть субкультуры готы.
Подросток вступает в субкультуру, потому что ему не хватает занятости, внимания со стороны родителей, школы, друзей, т.е. того общества, в котором он находится и хочет самоутвердиться. Он имеет альтернативу: искать общество по интересам. Заниматься спортом, развивать творческие способности: музыкальные, художественные, театральные и др.
Исследуя данную тему, мы пришли к выводу: субкультура готы опасна для психики подростка из-за последствий:
• У человека меняется мировоззрение, он склонен к суициду, из-за подавления личностных качеств со стороны знакомых, изменения духовных ценностей, разочарования в жизни.
• Человек ищет новых ощущений, которые не приемлемы в цивилизованном обществе. Из-за этого в его сознании не таких понятий, как патриотизм, долг перед Родиной и перед родными, нет определённых обязательств.
• Человек ищет самовыражение в черном цвете, в мрачном макияже, в "тяжелой” музыке и др., что разлагает его внутренний мир.
Необходимо оказывать психологическую поддержку подростку. Для этого необходимо проводить мероприятия:
• Сделать упор на молодежные и общественные организации;
• Акцентировать работу психологов с подростками в школах и в других образовательных учреждениях;
• Заинтересовать и привлечь молодёжь к общественным работам, туризму, спорту.
• Обсуждать проблемы подростков на собраниях, конференциях, тестированиях и пр. в кругу родителей, педагогов, привлекать самих подростков к обсуждению.
В июне 2008 года в Госдуме обсуждалась «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности». В одобренном на парламентских слушаниях проекте предлагается, в частности, ввести «запрет появления в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении, учреждении среднего или высшего профессионального образования обучающихся и иных лиц в явно узнаваемом и очевидно идентифицируемом макияже, одежде и атрибутике «гота»[3].
По – нашему мнению, государственный проект не будет подавлять личную свободу, а приведет к взаимопониманию и улучшению нравственных качеств молодёжи.
Все вышеперечисленные методы будут направлены на построение четкой системы взаимосвязи подрастающего поколения с уже хорошо ориентирующимися в социальных соблазнах и искушениях людей более зрелого возраста.


Список использованной литературы:
1. «Байкал-Шаман 2004» - Международный байк-рок-фестиваль, [электронный ресурс]. URL http://bsh.irk.ru (дата доступа 20.08.09)
2. Зарождение готов «GOTHIC SUBCULTURE ILLUSTRATED FAQ» [электронный ресурс] URL. http://old.gothic.ru/subculture/3.htm (дата доступа 20.08.09)
3. Омельченко Е.Л. "Про эмо, готов и нравственность”, 2009 год [электронный ресурс]. URL www.polit.ru (дата доступа 20.08.09)
4. Понкин И. «Миссионерско – апологетический проект «Путь к истине», 2008. [электронный ресурс]. URL www.k-istine.ru (дата доступа 20.08.09)
5. Энциклопедия здоровья / под. ред. Попова К.В., Репина О.В.. М., 2008.
6. «GOTHS UNDEAD PARTY» - ночь вампиров!!!» // Иркутский музыкальный журнал, Иркутск, 2008. [электронный ресурс]. URL (дата доступа 20.08.09)
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 3569 | Загрузок: 589 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 1
1  
You mean I don't have to pay for expert advice like this anmoyre?!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ