WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 21.09.2017, 11:05
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Мобильная телефония в приватном и публичном пространствах субъекта современного общества
[ Скачать с сервера (44.5Kb) ] 07.03.2010, 21:05
Мобильная телефония в приватном и публичном пространствах субъекта современного общества.
А.А. Петренко-Лысак

Глобализационные изменения современного мира и трансформации общественных устройств сопровождаются актуализацией обострения дихотомии «публичное vs приватное» в разнообразных пространствах социального мира.
Интерес к процессам приватной сферы, значимости приватной жизни, разнообразных форм ее партикулярности представлен работами ученых в области философии, психологи, истории, антропологии, в том числе и социологии. Исследователи обращались к изучению взаимосвязи сфер приватного и публичного пространств, их аксиологической значимости, спецификой процессов размывания границ между ними или же к процессу уплотнения одного пространства за счет другого в разных типах общественных устройств и в разные исторические периоды существования человечества. Развитие же современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), создавшее условия для образования, работы, отдыха в домашнем приватном пространстве, предопределило становление новых границ и определений понятиям «приватное» и «публичное». Позиционирование себя в каждом из этих пространств определяется через отождествление себя с определенными людьми, событиями, местами, вещами, практиками или же дистанциированием от них и является главными способами самоидентификации человека, механизмами становления социальной идентичности [4].
Появление и массовое распространение мобильных средств коммуникации трансформировало пространственную архитектонику восприятия социального и индивидуального миров. Авторы петербургского исследования утверждают, что представления о приватном и публичном пространствах видоизменяются под воздействием технологий мобильной связи, опираясь на утверждение Е.Гидденса о том, что «отношения с теми, кто физически отсутствует, предполагают социальные механизмы, отличные от тех, что работают в ситуации соприсутствия» [1, 84], а соответственно «отсутствующие другие», которые могут посредством мобильного телефона в любой момент вторгнуться в пространство и время пользователя мобильной телефонии, создают предпосылки для переопределения приватного, близкого и далекого» [2, 102]. Собственно «благодаря электронным коммуникациям и особенно мобильному телефону, стали возможны и опосредованные контакты, допускающие тесную связь и близость, характерные для условий соприсутствия» [1, 121]. Таким образом, «наличие небольшого мобильного средства дистанционной коммуникации создает условия для новых сложных форм социального взаимодействия как с «присутствующими», так и с «отсутствующими другими» [2, 102].
В аксиологически-символическом ракурсе главным элементам приватного пространства относятся прежде всего дом, домашнее пространство, семья, дети, близкие люди и взаимоотношения с ними, домашние любимцы, а также любимые и необходимые вещи. К последним нередко причисляются и мобильные телефоны со всеми телекоммуникационными возможностями, которые они предоставляют.
Также как приватная жизнь локализирована, прежде всего, в пространстве дома, являющегося его символически-материализированным центром, то мобильный телефон тоже владеет возможностью «перемещения» дома за пределы его физических, материальных координат за счет функций управления домашней бытовой техникой на расстоянии.
Приватное пространство дома, независимо от его материального овеществления является своего рода социокультурной ценностью, будучи наполненным значениями, смыслом, категориями оценки, течением процессов социализации, также и мобильный телефон определяется своим хозяином как составляющая приватного поля, связанного с биографическим опытом, культурализацией, различными жизненными событиями в социально-личностном окружении, - это следствие функциональных возможностей мобильного телефона быть архиватором текстовой, аудио, видео и графической информации.
Восприятие мобильного телефона и оценка его значимости, как и определение приватности пространства дома, связано с возрастом, полом, материальным положением, авторитетом и даже состоянием здоровья. М. Кастельс развитие коммуникационных систем определял в связи с их способностью уменьшать зависимость между пространственной близостью и выполнением функций повседневной жизни: работой, заботами о себе и близких, покупками и развлечениями, образованием и контролем за значимыми людьми [3, 370]. Формируется ситуация стирания границ между домом и рабочим местом, между приватным и публичным пространствами. Домашний приватный мир, посредством звонка на мобильный телефон от домочадцев или же сообщения из дому, может вторгаться в публично-рабочий, и наоборот. Распространение новых ИКТ, в частности мобильной телефонизации, создает некоторые социальные трансформации в пространстве границ между частной жизнью и рабочей деятельностью.
Одними из наиболее важных составляющих приватного пространства является семья, близкие люди, родственники (судя по данным многих опросов уровень доверия в основном высокий именно к ним). Возможно, именно доверие к близким помогает формировать защитную идентичность, выдерживать стрессы и неприятности обыденной жизни, приспосабливаться к неблагоприятным изменениям, что может служить в дальнейшем ценным ресурсом для повышения уровня общественного доверия. Что касается мобильной связи, то среди причин, определяющих потребность в ней, это необходимость быть на оперативной и постоянной связи с родными, близкими, знакомыми.
Материальный аспект мобильного телефона играет не менее значимую роль в диспозиционировании субъекта в социальном пространстве, приобщении к социальным отношениям и практикам. Наличие личного или принадлежащего работодателю мобильного телефона, марка и модель мобильного телефона, принадлежность к определенному оператору мобильной связи, а также состояние счета нередко являются характеристикой социального статуса его владельца. Субъект как владелец мобильного телефона одновременно прибывает в пространстве критериев идентификации как приватного, так и публичного пространства, приписывая им культурные, символические значения с позитивными или негативными смыслами. «Мобильный телефон – не только средство связи, но и определенный маркер, даже часть идентичности владельца», а отсутствие у субъекта мобильного телефона воспринимается как нарушение уже устоявшейся коммуникационной нормы [2, 96].
Если рассматривать культурную жизнь субъекта не просто как часть социального института культуры, а как определенный способ жизни, определенную целостность поведения и установок, то она может быть индивидуальной/приватной и публичной. Кроме того в разные исторические периоды значимость той или иной культурной жизни может менять акценты. В современном же обществе приватное и публичное сосуществуют друг с другом. Вторжение звонка мобильного телефона и последующий личный разговор на публике – обыденное явление современности. Кроме того «мобильный телефон может служить развитию разнообразных стратегий «отсутствующего присутствия» [2, 108], которые идентичны вовлеченности в чтение в общественных местах, как проявление возрастания социальной атомизации социальных субъектов. Ситуация соприсутствия перестает быть ограничивающим условием соучастия в социальном взаимодействии или групповой сопричастности.
Мобильный телефон, наряду с компьютером и Интернет, является средством, которое определяет индивидуализаию/приватизацию культурной жизни. Культурная активность в рамках малых групп (или сообществ) получила «поддержку» со стороны ИКТ-устройств, дающих возможность воспроизводить продукты культуры дома. Мобильный телефон стал не просто новейшим средством информационных коммуникаций, это явление социокультурного характера, связанное с формированием новых интересов, новых возможностей культурной активности в разного рода акциях (особенно flashmob и smartmob), инноваций и изобретений, формирование виртуальных сообществ (в том числе и мобильных социальных сетей).
ИКТ достаточно стремительно вторгаются в разные сферы социальной жизни общества, в том числе в приватную. Изменяются возможности межличностного общения при помощи мобильной телефонизации, где мобильный телефон как многофункциональное устройство коммуникации предоставляет возможность не только поддерживать постоянные контакты с близкими, приятелями и деловыми партнерами, но и принимать участие в разнообразных интерактивных мероприятиях, пользоваться Интернетом, снимать и просматривать фото и видео, прослушивать аудиозаписи и радио. Напрашивается вывод о том, что изучать только социальные факторы, способствующие или ограничивающие использование ИКТ в повседневной жизни социальных субъектов, недостаточно. Необходимым является поиск более сложных социокультурных и технико-технологических факторов, порождающих новые дифференциации и изменения в современных обществах.


Список использованной литературы:
1. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003. – 528 с.
2. Гладарев Б.С. Мобильная телефония: петербургский случай // Социология. - №1. – 2008. – С.92-114.
3. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Б.Э.Верпаховский и др. (пер. с англ.). - М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 607 с.
4. Ручка А.О., Скокова Л.Г. Дім як приватний соціокультурний простір // Вісник Львів. ун-ту. Сер. cоціол. - 2008. - Вип. 2. - С. 162–181.
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 1835 | Загрузок: 590 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ