WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Воскресенье, 19.11.2017, 07:32
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Культурно-историческое и духовно-нравственное просвещение молодежи: возможные перспективы изучения
[ Скачать с сервера (52.5Kb) ] 07.03.2010, 19:53
Культурно-историческое и духовно-нравственное просвещение молодежи: возможные перспективы изучения
А.С. Мищенко, А.И. Скиба

Проблемы культурного, исторического и духовно-нравственного просвещения молодежи в современных условиях действительно подобны «взрыву». Они касаются формирования образовательной среды и образовательного пространства, затрагивают множество современных социокультурных аспектов и задач воспитания молодежи в самом широком смысле этого слова (в том числе формирования духовно-нравственных и этических ориентиров, социальных ценностей молодежи в рамках ее профессиональной подготовки педагогическим сообществом)1. Наш научный коллектив лаборатории достаточно давно уделяет самое пристальное внимание данным проблемам. Как показали социально-культурологические мониторинговые исследования, актуальность данной проблематики особенно возросла в последний период (1998 – 2009г.г.), что было обусловлено значительными макросоциальными сдвигами в нашем обществе после ради-кальных реформ 90-х годов. В контексте этих изменений и современного этапа становления нового гражданского общества насущной проблемой является развитие и совершенствование личности, выстраивание ею новых ценностно-смысловых констант своего жизненного пути. Эту задачу призвано решить культурно-историческое и духовно-нравственное просвещение молодежи, её этическое образование. Духовно-культурное формирование личности способствует сохранению общества, задает его развитию должную инновационную и креативную направленность. Поэтому данная деятельность по формированию личности, её морального сознания, прежде всего усилиями педагогического сообщества, становится насущной потребностью современного гражданского общества России. Каковы же наиболее насущные направления такой деятельности в области научного познания, имеющего междисциплинарный характер? Исследования нашей лаборатории показали, что здесь необходимо ориентироваться, как минимум, на три группы позиций.
Во-первых, – на решение, сопряженных с задачами духовно-нравственного просвеще-ния, воспитания этических и социальных ценностей молодежи, следующих научных про-блем: на обоснование парадигмальных основ развития современного ценностно-смыслового содержания деятельности педагогов в условиях модернизации современной образовательной среды; на изучение этической ресоциализации современных педагогов; на обоснование концептуальных основ построения современной междисциплинарной модели социокультурного и профессионального воспитания молодежи; на раскрытие социально-педагогических основ формирования ценностей и профессиональной культуры учащихся. Отметим, что все они должны иметь междисциплинарный (как минимум, культурологический, социологический и психолого-педагогический) характер.
Во-вторых, – на систему направлений исследований, включающую в себя: развитие педагогического образования в интегрированном образовательном пространстве современного мира; мониторинг качества педагогического образования; профессиологию педагогического образования; подготовку педагогических кадров в области разработки и использования инновационных интенсивных методических систем; самореализацию личности педагога и развитие его психолого-педагогического потенциала; дидактику современной профессиональной педагогики; развитие ценностно-смыслового содержания деятельности педагога в условиях модернизации образовательной среды профессиональных лицеев и колледжей; становление профессиональной зрелости педагога; модернизацию постдипломного педагогического образования; развитие процессов управления педагогическим образованием в современной России; подготовку педагогических кадров в области использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В-третьих, – на систему прикладных исследований, выявляющих реальные основания нового содержания, форм и методов культурно-духовной ресоциализации и образования пе-дагогов в современной России, а также на разработку системы методик, которые можно практически применять в деятельности образовательных учреждений различных российских регионов. Это – методики: прогнозирования развития объектов педагогического образова-ния; разработки и внедрения системы оценки качества в учреждениях педагогического обра-зования разного уровня; проектирования и внедрения профессиологических моделей специалистов педагогического труда; проектирования и внедрения системы подготовки педагогов к разработке и использованию инновационных интенсивных педагогических систем; междисциплинарного социокультурного мониторинга развития педагогического сообщества образовательных учреждений в регионе; диагностики непрерывной всесторонней самореализации личности педагога в начальной, средней и высшей профессиональной школе, влияния социально-педагогической среды и психолого-педагогические условий на процесс формирования ценностно-смысловых компонентов деятельности, профессиональной культуры педагогов и становления профессиональной зрелости педагога; диагностики инновационных процессов в педагогическом образовании (в том числе для учреждений постдипломного педагогического образования); экспериментальные исследования педагогической подготовки и профессионального развития работников общеобразовательной школы в системе учреждений постдипломного образования; разработки и внедрения моделей управления педагогическими вузами и институтами повышения квалификации, а также экспериментальные исследования в облас-ти подготовки педагогических кадров, компетентных в применении информационных и коммуникационных технологий.
В ближайшей перспективе мы считаем наиболее назревшими и актуальными сле-дующие направления исследований, которые в дополнение к выше названным фундамен-тальным направлениям могут и должны быть осуществлены в рамках деятельности по со-хранению культурного и духовного наследия у современной российской молодежи.
Первое направление. Влияние образовательной среды учебных учреждений современного гражданского общества на духовно-нравственное просвещение и воспитание этических и социальных ценностей учащейся молодежи. Разработка данного направления исследования позволяет по нашим оценкам, сделать следующее. Во-первых, выявить новые аспекты повышения качества образовательного процесса в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах с точки зрения духовного и нравственного просвещения и воспитания системы ценностей у молодежи, живущей в современном гражданском обществе. Раскрыть не только потенциальные возможности, но и потенциальные риски в сфере обеспечения высокого качества образования молодёжи и реализации триединой парадигмы обучения и воспитания учащихся как «Личности – Профессионала – Гражданина». Во-вторых, разработать в прикладной плоскости методики и механизмы выстраивания и, так сказать, выращивания новой педагогической культуры, основанной на самоорганизации преподавателей и учащихся. Раскрыть на основании принципа гармоничности, синергийности действий всех участников образовательного процесса институциональные и ценностно-смысловые аспекты современных педагогических инноваций в области культурно-исторического просвещения молодежи. Разработать подходы и методики для практического сопряжения институциональных (образовательных) инноваций, нового качества учебного процесса с целостной системой духовно-нравственного просвещения и воспитания этических и социальных ценностей учащейся молодежи.
Второе направление. Развитие ценностного самоопределения современных педагогов как фактор совершенствования образовательной среды учебного учреждения и воспитания духовно-нравственных, этических и профессиональных установок учащейся молодежи. Разработка данного направления позволит сделать следующее. Во-первых, раскрыть проблемы, связанные с формированием современной системы ценностей педагогической деятельности, повышением престижа профессии и социального статуса российских педагогов. Эксплицировать для органов управления образованием систему ценностей педагогического сообщества, мотивационную сферу педагогов, определить уровень и направленность их творческой активности, разработать механизмы формирования эффективной педагогической деятельности, опирающиеся на важнейшие педагогические действия, формы поведения в профессионально значимых ситуациях, во взаимоотношениях с учащимися и т.д., на ценностный мир педагога. Разработать комплексные (экономические, социальные и педагогические) методики, позволяющие диагностировать, «мониторить» сложные взаимодействия развития педагогического сообщества на уровне региона, отдельного образовательного учреждения. Это будет иметь значимые последствия не только для педагогического сообщества, но и для всего гражданского социума. Во-вторых, раскрыть проблемы педагогической социализации и преемственности образования Учителя, их сопряжение и продуктивное взаимодействие с системой формирования, воспитания современной молодежи, с другими доступными компонентами образовательного пространства: Интернет, СМИ и т.п. Обосновать современные закономерности педагоги-ческой социализации и ресоциализации, обеспечивающие её континуальный характер и объективную необходимость для современного гражданского общества. Выйти (через ролевые, позиционные и личностные императивы) на новою парадигму анализа педагогической деятельности и подготовки педагогов, как профессионала – преподавателя, воспитателя, исследователя, организатора и руководителя в области исторического и культурного просвещения, а также нравственного воспитания и формирования ценностной системы у российской молодежи.
 Разработка выше обозначенных направлений исследования педагогического сообщества России, по нашему мнению, позволит выйти на совокупность методик междисциплинарного моделирования и «социального нормирования» важнейших, существенных факторов, обеспечивающих организацию духовно-нравственного просвещения и воспитания системообразующих ценностных установок молодежи в качестве «Личности – Профессионала – Гражданина». В ближайшей перспективе – существенно повысить эффективность деятельности всего российского педагогического сообщества, максимально быстро выйти, как отметил Д.А. Медведев, из «ветхого состояния», доставшегося ему от временен девяностых годов ХХ века.

____________________________________________________________________
1Данные вопросы недавно обсуждались на совещании комиссии Общественной палаты РФ «по сохранению культурного и духовного наследия», где было отмечено, что эти проблемы являются крайне актуальными для нашей страны.

Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 1734 | Загрузок: 537 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ