WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 21.09.2017, 11:16
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Гендерные стереотипы в трансформирующемся обществе
[ Скачать с сервера (74.5Kb) ] 07.03.2010, 13:07
Гендерные стереотипы в трансформирующемся обществе
Ю.В. Дутова

В нашей жизни существует множество стереотипов, они окружают нас повсюду: при знакомстве мы приписываем человеку те качества, которыми он должен обладать, а не которые есть в действительности. Формируются подобные представления в процессе воспитания (естественный способ), когда родители прививают ребёнку те знания, которые когда-то сами получили от своих мам и пап; во время общения со сверстниками (с раннего детства человек подвержен мнению большинства, учитывает поведение своих друзей, их взгляды на «хорошо» и «плохо») и др. Не последнюю роль в этом играют и СМИ (искусственный способ) [3].
Особенно много представлений о качестве и нормах поведения мужчин и женщин (гендерные стереотипы): рождение мальчика принимается с большей радостью, поскольку он – продолжатель рода, хозяин, а девочка – слабая, нуждается в защите, со временем она покинет свою семью; женщине присваиваются, прежде всего, качества, ассоциируемые с теплотой и экспрессивностью, а мужчине - с компетентностью и рациональностью [12] и т.д. Подобные представления регулируют поведение людей на протяжении всей жизни (на бессознательном уровне). Так было всегда. Вот только мир-то не стоит на месте, изменяются ли с течением времени стереотипы? Конечно. Например, сейчас мужчина может оформить декретный отпуск и заботиться о малыше, в то время как женщина будет работать. Современное общество в большинстве своём относится к этому с недоверием, а ведь несколько веков назад воспитание детей проходило под властью отца, а мать редко имела влияние на ребёнка. В чём же причина изменений? Во-первых, в культуре, в которой живут стереотипы. Если она терпит какие-то изменения, то стандарты поведения меняются тоже. Во-вторых, происходящие в государстве события (даже незначительные) способны повлиять на судьбы граждан, а те, в свою очередь, изменить сложившиеся правила и представления.
Разобраться в сложившихся гендерных стереотипах, просмотреть историю их изменений, увидеть причины, приведшие к ним, помогут различные источники: книги, энциклопедии, средства массовой информации. Среди последних особую ценность представляют газеты, поскольку выходят периодически, отражая самые последние события. Каждую статью невозможно оставить без внимания, так как она отражает состояние общества, его сознание, отношение к различным сферам жизни; оперативно влияет на общественное мнение, формируя определённый (зачастую - необходимый) образ мысли. Периодика (как показало изучение «Аргументов и Фактов» за последние 25 лет) помогает проследить выработку новых стереотипов и показывает прочность старых.
Гендерные стереотипы сформировались в патриархальной культуре [6], где главенствующее положение в разных сферах жизни занимал мужчина, выступающий в роли добытчика, защитника, а женщина вела хозяйство, воспитывала детей. Постепенно эти роли, понимание о «должном» и «недолжном» поведении закрепились в сознании людей.
В России женщина долгое время находилась в тени, мужчина же был всегда в центре внимания: и в семье, и в обществе в целом. Если мы обратимся к славянской мифологии, то увидим, что в ней женских образов немного, и зачастую они противоречивы и связаны в основном с проявлением негативных качеств (вспомним Мокошь, Бабу Ягу, Кикимору, Русалку и др.). Представителей мужского пола большинство: и отрицательных, и положительных.
Со времён Ольги наша страна узнала и в некотором роде признала женщину-правительницу, но подобных примеров не было вплоть до XVII - XVIII в.
В крестьянской среде женщине доставалась самая трудная работа, но её не держали взаперти, как было с представительницами высших сословий. Появление «теремного затворничества» связано с установлением татаро-монгольского ига на Руси. Такое затворничество способствовало укреплению боярской элиты, царской власти, сохранению «чистоты рода», выдавая замуж в соответствии с занимаемым статусом, поставленными задачами (политическими или семейными). Муж имел право (даже обязанность!) бить жену, и доказать при этом его вину было практически невозможно (подобная норма поведения забыта в наши дни, но она сохранилась в высказывании: «бьёт – значит любит»). Для женщины в таком случае был только один выход – уйти в монастырь, где у неё было больше свободы, чем в семье.
В XVI – XVII вв. в русском обществе имели место следующие стереотипы: женщина – подвластна (от власти отца она переходит после замужества под власть супруга); мужчина – высшее существо; у женщины практически нет гражданских и экономических прав. Во многом это связано с тем, что жизнь на протяжении длительного времени контролировались церковью, поэтому люди не тяготились подобным положением и воспринимали всё как должное.
На дальнейшие изменения повлияли реформы Петра I, сломавшие старые стереотипы, резко изменившие положение женщины. Россия стала приобщаться к мировой культуре, с 1718 г. специальным указом были введены ассамблеи, устраиваемые в домах знати. Особенностью этих собраний стало разрешение участвовать в них женщинам [8], но дворянство относилось к этому отрицательно [9]. Стоит отметить, что все эти перемены коснулись российской знати, для остального населения ничего не изменилось. Происходит разрушение «домостроевского» мировоззрения, но подчинение в семье старшему мужчине сохранилось. Теперь мужчина ко всему прочему обязан быть образованным, обходительным, уметь вести себя в обществе. В юноше должны присутствовать хитрость, утончённость, романтичность (чисто женские качества), что, надо отметить, не прижилось надолго. В отличие от своих «знатных предшественниц», которые были в большей степени подвержены безделью, в последней четверти XVIII в. светская женщина должна была увлекаться музыкой, пением, танцами, искусством и т.д., что сыграло не последнюю роль в выведении общества на более высокий уровень развития. А потребность страны в профессионалах (как мужчинах, так и женщинах) требовала воспитания «новой породы людей».
В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Большую роль играл тот факт, что начали складываться капиталистические отношения. Росли города, и увеличивалось население в них. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы, усилилась потребность в грамотных и образованных людях [13]. Проведённая реформа образовательной сферы привела к созданию гимназий, уездных училищ. В сельской местности создавались приходские училища. Что было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет» [8]. Осенью 1860 г. в Санкт-Петербургском университете впервые появились девушки-студентки, которые могли посещать различные факультеты. Отношение педагогов к подобному явлению было противоположным: от враждебного до сочувствующего, а товарищи по учёбе относились по-дружески. Интерес теперь представляет раскрепощённая личность, имеет значение происхождение человека, его интеллект, духовность (как для женщин, так и для мужчин). Появляется новый женский образ: романтичный, основанный на гуманистических традициях, который воспитывался в христианских идеях, прививался долг перед семьёй и мужем.
Жёны декабристов оказали не последнее воздействие на формирование женского характера, акцентировав внимание на героизме. Признание русскими совершённого ими подвига подтолкнуло общество к новой идее – уравнения в правах, освобождения от угнетения, т.е. к идее эмансипации. Причём женская свобода рассматривалась как свобода от брака, и, разумеется, это не могли принять люди, жившие до сих пор в полной уверенности, что девушка обязана выйти замуж, заботиться о семье. Сохранившийся в наши дни стереотип о том, что слабая половина человечества не рождена для службы, первоначально был связан с второстепенной ролью, которую женщина играла в обществе и отсутствием необходимых для работника качеств (которыми, конечно, были свойственны только мужчинам). В XIX в. заговорили также о растлевающем влиянии работы на женщину, что ведёт к быстрому разрушению устоев, а значит, и семьи.
В начале XX в. борьба за равноправие была продолжена и получила большую огласку по средствам прессы, проведения конференций по этому вопросу, но несмотря на объявление в дальнейшем советской властью равенства полов, отношение к природному предназначению женской половины человечества практически не изменилось. На место явных форм дискриминации пришли скрытые, которые основывались на убеждении, что женщина, так сказать, «по природе» представляет собой «другое» мужчины и потому никакие социальные реформы не могут поставить женщину в равное социальное положение с мужчиной [5]. После революции 1917 г. было выгодно разрушение старых стереотипов для построения «нового общества». Необходимо было придумать образы и образцы поведения, отличные от прошлых, поэтому заговорили о строителях коммунизма, революционерах, борцах, коими выступали представители обоих полов. В этом и заключался на протяжении долгих лет официальный стереотип, который не подлежал дискуссии (бурному обсуждению он поддался лишь в эпоху перестройки). В 30-е гг. ХХ в. женский вопрос был провозглашён решённым, вот только теперь женщина перешла от власти отцов и мужей во власть государства, контролирующего все сферы жизни людей.
В период «оттепели» вспоминается давний спор славянофилов и западников. Обществу предлагаются новые, альтернативные стереотипы. «Неозападники» предлагают женский идеал, в котором нет места общественной деятельности, а господствуют наряды, косметика, мужчины, в общем, всё то, что практически невозможно увидеть в официальном стереотипе. Эта женщина глуповата, несколько отдалённо напоминает девушек с обложек западных журналов, с которыми только начали знакомиться в СССР. Конечно же, она по-прежнему остаётся вторичной по отношению к мужчине-герою. Другой образ представляют писатели-«деревенщики». Это – русская крестьянка, живущая по законам природы и хранящая народные традиции [2].
В 80-е гг. предлагается всё тот же официальный стереотип, но делается дополнительный акцент – образцовая мать. Большая часть газеты «АиФ» посвящена в это время мужчине – работнику, политику, гражданину, как талантливой и творческой личности.
В отношении женщины начинаются дискуссии по поводу эмансипации, появляются первые статьи о женщинах-руководителях, политиках, причём как о достаточно новом явлении (и это в стране, где признано равенство полов, где мы уже давно впереди Запада!). Поднимается вопрос, о том, что важнее – семья или работа, сколько времени должен продолжаться рабочий день женщины и т.д. Таким образом, главенствующий ранее стереотип, сменился идеей о естественном предназначении. Этому способствовал М.С. Горбачев, высказавший мысль о том, что «нужно освободить женщину и дать ей больше времени побыть дома».
Начало рыночных реформ (1991-1993). Значимый исторический момент. Гендерные стереотипы заменили стереотипы идеологические, в связи с появлением новых законов – законов рынка, где внешность мужчины и женщины рассматривалась как товар. С этим связано превращение женского пола на страницах газеты в сексуальный объект. Также в это время больше стали говорить об эмансипированной женщине-хозяйке, матери. Рабочим успехам слабого пола практически не уделяли внимания, а вот материала, посвящённого преступлениям с его участием (матери-убийцы, воровки и т.д.) стало достаточно много.
Образы мужчин также претерпели изменения. В АиФ за 1992 г. даются типы мужчин, своего рода классификация сильного пола: мажор, ботаник, барон и т.д. Объясняется, кто такой миллионер (во время таких трудностей в стране!), появляется образ супермена, похожего на героев западных фильмов. Мужчина – хозяин положения, имеющий новые престижные профессии – телохранитель, шеф…Понятно, что этот вымышленный персонаж ничего общего с реальным жителем нашей Родины не имел, таким был новый стереотип, отражавший комплексы и мечтания нового общества, которое ещё не смогло полностью осознать себя. И вот это сочетание старого и нового, западного и российского, мешало определению чётких представлений о качестве и нормах поведения мужчин и женщин.
В период 1993-1995 гг. росло число статей, посвящённых женщине, но носят они, в основном, негативный характер. По-прежнему остаются в «лидерах» - мать, хозяйка, жена, но образы эти страдающие, покорные. Женский профессионализм по-прежнему не в цене. Скажем, если речь идёт о спортсменке, говорится о достигнутых ею успехах, всё равно авторы не упустят возможности сравнить её с «растением», «побегом», а женщина-политик выступает вообще как бесполое существо. Мужчина всё так же - хозяин, завоеватель, но уже и упоминается о нём как о пьянице, преступнике (гораздо больше, чем раньше).
К 1996 г. (по анализу Ассоциации журналистов) [2] одни газеты предпочитали женщину-героиню, лидера политики и бизнеса, высокообразованную, другие делали упор на внешность женщины, «Аргументы и факты» продолжали в большей степени использовать образ «звезды» и преступницы.
На формирование стереотипов 90-х гг. оказывала влияние реклама и западные сериалы, которые показывали для того, чтобы отвлечь аудиторию от внешних проблем государства. Это привело к смещению гендерных стереотипов: люди видели самостоятельных и сильных женщин, богатых и успешных мужчин, более уравнительные, чем принято в России, отношения в целом. Глядя на таких героев, благодаря всё чаще появлявшимся в СМИ материалам по вопросу отношения полов, поднятию темы дискриминации женщин, многие россиянки доказали ложность существовавших на протяжении столетий представлений. Они быстрее справились с первым шоком безработицы и показали себя в сфере бизнеса (правда, крупный ещё оставался в руках мужчин), политики [2].
Представления о том, что мужчина мыслит логически, рационален, зарабатывает деньги, содержит жену, детей, а женщина – заботится о семье, является хорошей хозяйкой и больше доверяет чувству, чем разуму, играют главную роль при подборе персонала (особенно управляющего). Интересно, что более половины всей рабочей силы представляют женщины, однако их процент среди руководящих должностей невелик [12]. И хотя многие учёные (да и профессионалы) говорят о том, что подобные представления ничтожны, нарушение привычных образцов поведения оценивается большинством людей негативно. Тем не менее, если при принятии на работу обращать внимание на гендерные стереотипы, есть риск потерять ценного сотрудника, не осуществить многие планы и т.д. Правда, сейчас есть тенденция к разрушению подобной дискриминации (хотя в России патриархальный уклад жизни остаётся актуальным). Это связывают, во-первых, с этическим кодексом, согласно которому работодатель не может выдвигать требования, дискриминирующие по национальному, религиозному, половому признаку. Во-вторых, женщина доказала, что может совмещать работу, дом, семью, справляться с обязанностями, которые раньше считались мужскими [12]. Эмансипация, теория о равноправии полов ведёт к изменению стандартов мужского и женского поведения [7]. Многие существующие гендерные стереотипы уже не отвечают изменившимся социально-культурным условиям века, прежде всего, претерпевшему изменения социально-правовому статусу женщин [3]. Современная жизнь доказывает возможность компромиссов: раз считается, что слабый пол эмоционален, лучше понимает окружающих, то и сферы деятельности нужно искать, связанные с общением и большим количеством людей, мужчины же соответственно ищут свою работу, в которой могут проявить свои качества. Такая постепенная ломка гендерных стереотипов приводит к восприятию человека не как мужчины или женщины, а как личности [12].
Одной из особенностей гендерных стереотипов в нашей стране является их противоречивость. В качестве примера можно привести «взгляд со стороны» американского антрополога Н. Рис: «Мужчины рациональны, женщины эмоциональны. Мужчины думают головой, женщины – сердцем»; «Мужчины - существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках»; «Мужчины - это сила, женщины - это слабость». Я привела примеры распространённых среди современных россиян гендерных стереотипов. Подобные высказывания звучат довольно эмоционально из уст как женщин, так и мужчин; противоречивость многих из таких суждений…никого не смущает… В суждениях русских о половых различиях людей присутствует ряд неоднозначных характеристик, и тем не менее у них имеются вполне определённые представления об основных, «естественных качествах мужчин и женщин» [15]. Всё это может быть связано с долгим существованием патриархальной системы, с отличным восприятием женщины в разных слоях населения. Не последнюю роль сыграли и реформы Петра I, разделившие общество на два полюса: «российский», к которому можно отнести «крестьянскую среду» - хранителей традиций и правил поведения; и «западный» - светское общество, в котором и появились идеи эмансипации, образования для обоих полов и т.д.
Гендерные стереотипы имеют свою особенную историю. Они живут с незапамятных времён, приспосабливаются к меняющимся событиям, продолжают существовать в современном обществе, которое считает, что ушло от «первобытного», традиционного мышления. В нашей стремительной жизни, в её постоянно увеличивающемся темпе и растущем потоке информации (как достоверной, так и ложной), именно стереотипы помогают человеку не потеряться в вихре меняющихся событий, образа жизни. Индивиду не нужно тратить много времени для принятия правильного решения, выбора поведения; полученные в процессе социализации знания, обеспечивают нормальное функционирование социума и существование человека в нём. Новые же стереотипы должны пройти «проверку временем» и получить одобрение со стороны людей, прежде чем будут приняты, а смысл они обретут в зависимости от экономического, культурного, социального состояния общества.
Конечно, трудно не согласиться с тем, что гендерные стереотипы бывают необоснованны, весьма условны, устанавливают неравенство между полами, распространяются на всех, а не на определённого человека, что делает восприятие по отношению к другим шаблонным, не замечая индивидуальность каждого. При этом не стоит категорически относиться к этим устойчивым представлениям о мужчинах и женщинах, поскольку нельзя забывать, как закреплённые таким образом роли, нормы поведения помогали приспособиться к сложившейся ситуации, выйти стране на новый уровень, способствовали стабильности в обществе.


Список использованной литературы:
1. Аргументы и Факты, 1984-2009.
2. Ажгихина Н. «Гендерные стереотипы в современных масс-медиа»
3. Азарова Е.А. Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.
4. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) / А.В.Бабаева. – Воронеж, 2000.
5. Брандт Г. Права женщин и гендерные стереотипы в России, Екатеринбург
6. Гендерные стереотипы. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. - Мн.,2003.
7. Гендерные стереотипы в современных женских журналах, В. Смеюха, №10 (190) от 10.07.2009.
8. Данилов А.А. История России с древнейших времён до наших дней в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2006.
9. Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.// Секретарское дело.- 2004.- №2.
10. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Симферополь, 1992.
11. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М., 1993.
12. «Новости рынка недвижимости» №2/54 от 23.01.2006.
13. Отечественная история под ред. Л.А. Савиной, СГУ, 2001.
14. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. — М., 1989.
  15. Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа //Этнографическое обозрение. 1994. N 5.
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 1554 | Загрузок: 581 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ