WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 21.09.2017, 11:17
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Материалы конференций и семинаров


Главная » Файлы » МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ » КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ

Формирование толерантного сознания в многонациональной России
[ Скачать с сервера (45.5Kb) ] 07.03.2010, 21:13
Формирование толерантного сознания в многонациональной России.
Г.И. Подолянова

«Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания».
Федерико Майер, генеральный секретарь ЮНЕСКО.
Россия многонациональная страна, где проживают более 120 народов. К сожалению, после распада СССР, в условиях социальной, политической и экономической нестабильности последних десятилетий обострилась социальная напряженность в обществе, сопровождаемая межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма.
Сибирь – уникальное во всех своих проявлениях географическое, политическое, социокультурное и полиэтническое пространство. Здесь на протяжении сотен лет ведет диалог, причудливо соединяясь, Восток и Запад, здесь проживают сотни больших и малых народов, этноконфессиональная принадлежность которых представляет собою яркое разнообразие: буддизм, православие, католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам.
Этно- и социокультурная ситуация в Иркутской области такова, что в последние несколько лет резко изменяется национальный состав нашего региона за счет мигрантов из «конфликтных» районов России, из территорий бывших союзных республик, а также из Китая. Иногда своей деятельностью или поведением они становятся катализатором негативного отношения к ним, порождая и усиливая стойкие негативные национальные стереотипы. Профилактика различных видов экстремизма и этнической нетерпимости имеет для многонациональной России особую актуальность, т.к. безопасность страны стоит в прямой зависимости от развития или предотвращения этих явлений. Отсюда вытекает необходимость формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия.
До последнего времени ситуация в сфере межнациональных отношений в восточносибирском регионе рассматривалась и исследователями-специалистами, и администрацией в основном лишь сквозь призму новейших миграций сюда иностранцев. Речь велась о нелегальном притоке в последние 10-15 лет выходцев из сопредельного с Россией геополитического пространства. Актуальность подобной тематики закономерно была мотивирована как реально возникающими этническими конфликтами, так и гипотетическими сценариями глобальных этнополитических катастроф на пространствах восточной части России.
В рассматриваемом аспекте не трудно указать на то упущение, что проблематику межнациональных отношений в регионе образуют не только внешние, но и внутренние составляющие. Эти последние касаются собственно основного полиэтничного населения сибирского региона, исторически сложившегося и продолжающего свое общественно-культурное развитие. Отсюда вытекает и задача обеспечения научного мониторинга внутреннего межнационального климата в сфере данного населения.
Взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен является молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Особенность этой группы определяется несколькими составляющими: возраст, социальные роли, степень гражданской активности. Этому периоду жизни человека свойственны максимализм, невостребованность на рынке труда, социальная незащищенность, которые стимулируют динамику мировоззренческих поисков.
Этнические различия в современном обществе, традиционные этнокультурные ценности, этнические чувства являются важнейшими индикаторами, обуславливающими направленность поведения личности, влияющими на ее самоидентификацию в окружающем пространстве. Стремление индивидов идентифицировать себя с определенной этнической группой – это объективная реальность, фактор человеческого прогресса. Поэтому призывы отказаться от учета этнического фактора в государственном строительстве и национальной политике, неоправданные попытки навязать всем этническим меньшинствам единую «национальную», «государственную» идентичность взамен этнической являются необоснованными и деструктивными. История убедительно показала, что каждая этническая общность, большая или малая, проживающая на своей этнической территории, неизбежно стремится к политическому оформлению своей идентичности. Она нуждается в формировании в духе бережного обращения и сохранения своих ценностей и традиций национальной государственной политики. Так как утеря своей государственности, политической самостоятельности всегда является началом упадка и деградации этноса, приводящим, в конечном счете, к ассимиляции и утере своей самобытности. И наоборот, формирование своей государственности, даже в форме ограниченной политической автономии, является началом возрождения, ростом этнического и политического самосознания. Отсюда возникают возможности формирования собственной политики, национального, духовного, нравственного, социально-экономического возрождения и процветания.
В этом плане государственно-территориальное устройство современной Российской Федерации благоприятствует национальному и языковому развитию всех основных этносов (башкир, татар, чувашей, коми, удмуртов, марийцев, якутов и т.д.) поскольку они имеют собственные национальные образования и практически за всеми титульными языками закреплен статус государственных. Кроме того, национально-территориальные образования народов выступают в качестве своего рода гарантов сохранения и развития их культурно-языковой целостности.
Проблема же заключается не в том, что этнические группы самобытны - реальные проблемы появляются лишь тогда, когда им запрещают быть таковыми, в связи с чем они начинают испытывать тревогу за сохранность своей идентичности. Проведение многонациональным государством продуманной и взвешенной национальной политики, сохранение высокой степени языкового самосознания и не менее высокой степени общегосударственной лояльности возможно для всех этнических групп без исключения.
Как показывает история, ничто так не затрагивает национальные чувства, не создает благодатной почвы для роста национализма, сепаратизма, как ограничение прав и свобод людей. Только признав, что субъектом самоопределения, суверенитета выступает, прежде всего, сама этническая общность, имеющая право на самостоятельное, относительно автономное существование и решение своих насущных проблем, а политическое самоопределение и самостоятельность государственной власти – лишь средство этнической самоорганизации, одна из сторон содержания национального суверенитета, можно во многих случаях удовлетворить требования различных этнических групп, проживающих на территории единого государства. Эту связь можно обозначить также понятием раздельного суверенитета, означающего возможность разделения суверенитета государства не только между федеральным центром и субъектами федерации, но и федеральным центром и этническими общинами в составе единого государства.
Проведение справедливой и эффективной национальной политики невозможно без учета конкретных социальных, политических, исторических условий, определяющих положение этнических групп в обществе. В условиях многонационального общества эффективна только многовариантная национально-языковая политика, которая возможна только при наличии детерминированной двухуровневой конструкции: государственно-правовой и научно-теоретической. Научный подход в изучении национальных процессов и современная государственная политика Российской Федерации, основанная на международно-правовых стандартах, должны стать важными инструментами для оптимизации межэтнических отношений, способствующими предупреждению межнациональных конфликтов и формированию толерантного общества. Необходимость сохранения и дальнейшей интеграции этносов современной Российской Федерации в единое полиэтническое и поликультурное пространство путем всестороннего согласования их интересов невозможно без учета интересов этносов, проживающих в ней.


Список использованной литературы:
1. Асылгужин, Р. Сохранение и укрепление межэтнической толерантности / Р. Асылгужин, А. Буранчин // Ватандаш. – 2007. - № 2. – С. 3-7.
2. Файзуллин, Ф. Рениональные межэтнические отношения: проблемы и пути их решения / Ф. Файзуллин, С. Бикташев // Ватандаш. – 2007. - № 4. – С. 3-10.
3. «Межнациональные отношения в Иркутской области», регион. науч.-практ. конф. (2002 ; Иркутск).
4. «Межнациональные отношения в Иркутской области», регион. науч.-практ. конф. (2003 ; Иркутск).
5. «Межнациональные отношения в Иркутской области», регион. науч.-практ. конф. (2004 ; Иркутск).
Категория: КУЛЬТУРА И ВЗРЫВ: СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ | Добавил: Админ
Просмотров: 1597 | Загрузок: 570 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ