WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:19
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Социогуманитарная перспектива развития социальных представлений в глобализирующемся мире


Социогуманитарная перспектива развития социальных представлений в глобализирующемся мире*
Трескин П.А.

За последнее столетие российское общество претерпело существенную трансформацию. Изменения затронули не только общественные институты, но и личность человека, его мировоззрение, установки, способы восприятия мира и поведения в нем. Динамическая характеристика развития социальной реальности, кардинальные сдвиги в социально-культурных явлениях изменили способы адаптации и выживания человека в современном обществе. 
В рамках расширяющейся глобализации очень важен внутрицивилизационный аспект. Он связан с хорошо известным процессом глобализации экономики, политики, инфраструктуры и т.д., т.е. многомерная глобализация определенных сфер деятельности человечества. Понятие глобализации в этом случае имеет, прежде всего, экстенсивный смысл и означает расширение такой деятельности до масштаба всей планеты. Однако и в этом разделе глобализации еще не все ясно. Прежде всего, это касается возможного появления некоторых качественно новых форм существования человеческой цивилизации. Так, например, можно ли с уверенностью говорить о нашем понимании ответа на следующий вопрос: смогут ли существующие формы экзистенции социума быть приемлемыми для глобальных форм человеческой деятельности как нового качества? Не возникает ли параллельно с глобальной деятельностью какое-то новое качество самого человека и форм его существования? 
Ответом на данные вопросы могут выступить социогуманитарные перспективы развития современного российского общества. В рамках социогуманитарного развития человек постигает всеобщие законы развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.  И ключевую роль в этом процессе занимают именно социальные представления людей. Они позволяют очертить тот круг категорий, через которые мир «становится понятным» и узнаваемым. 
Социальные представления – способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.
С. Московичи полагал, что представления всегда социальны, являются психологическим фактом в трех отношениях: имеют безличный аспект, принадлежа всему миру; считаются представлением другого, принадлежа иным людям или группе; они суть личностные представления, эмоционально ощущаемые как принадлежность Эго. Социальные представления всегда формируются для того чтобы можно было оценить происходящее и начать действовать в соответствии с оценкой. 
Социальные представления раскрывают специфическую форму познания, а именно знание здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которого социально обусловлены, т.е. позволяют раскрыть еще один ракурс социальной действительности. Именно благодаря им, человек может осмыслить, понять окружающий его социальный мир, интерпретировать и осмыслить окружающую социальную реальность. Основные компоненты структуры социальных представлений – это информация, поле представления и установка. Инструментальная сторона формирования социальных представлений имеет следующие механизмы: категоризация и наименования; язык и память. В результате категоризации и наименования происходит закрепление социальных представлений. А объективизация насыщает незнакомое понятие реальностью, превращая его в её же собственный строительный блок. 
Социальные представления способствуют формированию социальной (групповой) идентичности, т.е. не просто идентификации индивида с группой, но выработке своего собственного группового самосознания, восприятия себя как элемента социальной системы, имеющей общее мировоззрение, общий взгляд на мир. Своеобразное видение реальности направляет действия и взаимосвязи членов группы. Более того, сформированный группой или индивидом набор представлений об общественной жизни становится почти осязаемой реальностью: проникая в социальное окружение субъекта, представления о чём-либо неизбежно воспринимаются им как реальность, условная, но всё же реальность, имеющая почти материальную форму. 
Трансформация современного российского общества все глубже и острее затрагивает коренные интересы составляющих его классов, социальных групп и слоев. Радикальные изменения происходят в отношении собственности, власти, общественной организации труда, отражая основные направления в тенденциях социальной мобильности. Социальную трансформацию характеризует появление новых позиций в системе стратификации – класса крупных и средних собственников и, прежде всего, возникновение слоя "новых бедных", маргиналов, "лишенных", невостребованных групп: их соответствующая адаптация к вновь возникающим статусно-ролевым функциям, переориентация социальной и личностной идентичности индивидов, включенных в эти группы. 
Можно предположить, что адаптация человека в глобализирующемся обществе, в ситуации неопределенности зависит от количества зафиксированных в памяти индивида системных форм, социальных представлениях, отражающих жизненный опыт личности. Чем разнообразнее их репертуар, тем выше ресурс личности, тем выше эффективность адаптации, тем более вероятно, что состояние дистресса не придет на смену нормальной реакции адаптационного напряжения, которое позволит максимально эффективно вписаться в глобализирующееся общество. Таким образом, современные социогуманитарные тенденции в обществе, способствуют развитию нового типа личности, который формируется под воздействием социальных представлений.
____________________________________________________________________
*Работа подготовлена в рамках гранта Президента РФ МК-385.2009.6  (руководитель – О.А. Полюшкевич).
 


COPYRIGHT © 2017 ККАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ