WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Пятница, 22.09.2017, 12:32
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Социальные представления как показатель общественной трансформации


Социальные представления как показатель общественной трансформации* 
О.А. Полюшкевич

Современное общество – это меняющееся общество. Сегодняшняя трансформация социального устройства существенно отличается от изменений происходивших ранее. Эти изменения окружающего мира, ученые обозначают по-разному: Ю. Хабермас «эпохой новой неопределенности», Э. Гидденс «ускользающим миром» [5], И. Валлерстайн «концом знакомого мира» [4], З. Бауман «миром текучей современности» [1] и т.д. Характеризуя эти изменения, данные авторы отмечают трансформацию социогуманитарных основ общественного развития. К примеру, П. Блау [3] рассматривает социальную структуру как тождественную эмерджентным свойствам комплекса составляющих ее элементов; З. Бауман говорит о текучести и плюралистичности как современной социальной структуры, так и индивидуальных возможностей развития; С.А. Кравченко указывает на игрализацию основных социальных институтов современности [7]. То есть они указывают на социогуманитарный сдвиг в общественном устройстве. Сдвиг, влекущий за собой изменение не только структуры, но и системы всех общественных институтов.
С изменением социальных процессов в обществе происходят изменения и в социальных представлениях людей о их жизни, возможностях поведения и способах мышления. Социальные представления – это элементы духовной жизни общества, отражающие особенности социальных отношений их носителей. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий, воспринимаемых индивидами ситуаций взаимодействия. Т.к. социальные представления людей выражаются в наборе понятий, убеждений и объяснений, возникающих в повседневной жизни по ходу межличностных коммуникаций. Наши представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые в них упоминаются, они основаны на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций. В этом смысле они социально разделяются до того, как усваиваются людьми. Это окончательно проясняет тот факт, почему процесс коммуникации оформляет и трансформирует наши разделяемые представления. В обществе они являются эквивалентом мифов и систем верований традиционных обществ; их даже можно назвать современной версией здравого смысла. Иными словами, социальные представления всегда социально сконструированы и выражаются через коммуникационный процесс. С одной стороны, социальные представления – это элементы социального знания. А с другой – онтологически они не «представляют» объект, но являются объектами, сконструированными социальной группой. Общество обеспечивает индивида определениями реальности от младенчества и до старости – во всех сферах жизни.
Феномен изменения социальных представлений может быть рассмотрен как процесс трансформации символических форм, носящий продолжительный, глубокий и рефлексивный характер. Транссимволическая эволюция социальных представлений есть постоянная комбинация суммы накопленных вариантов, в ходе которой каждая состоявшаяся комбинация приобретает статус варианта. Постоянство процесса комбинации не означает постоянства его скорости, которая определяется как количеством накопленных ранее вариантов, так и конкретными социально-историческими условиями, в которых протекает данный процесс. 
В обществе социальные представления людей являются с одной стороны критерием их самореализации и адаптации, с другой стороны – критерием, границей развития общества. Трансформации, которые происходят в современном обществе, изменяют все привычные установки и способы восприятия реальности. Социальные представления формируются как обыденное знание, раскрывающееся через восприятие самого себя и окружающего мира. Они позволяют понимать и интерпретировать процессы, происходящие в социальной реальности и индивидуальном пространстве. По мнению С. Московичи, социальные представления являются единственной характеристикой общественного и индивидуального сознания. 
Трансформация социально-культурных и экономико-политических условий современной России ведет к изменению не только реального поведения, но и представлений людей о том, как следует себя вести в меняющихся условиях. Социокультурные изменения в повседневной жизни россиян отражаются в рамках внедрения неизвестных ранее стратегий поведения и жизненных практик, новых ценностей и целевых установок. Они напрямую связаны с трансформацией социальных представлений во всем обществе. 
Согласно С. Московичи, сформированный группой или индивидом набор представлений о явлениях общественной жизни становится почти осязаемой реальностью. Однажды произведенные, они живут своей жизнью, перемещаются, комбинируются, притягиваются и отталкиваются, рождают новые представления, в то время как старые исчезают [6]. Специфика распространения тех или иных идей и социальных изменений зависит от двух факторов: 1. от активности и авторитетности агентов, адаптирующих новые идеи в пространстве, 2. от конкретной среды, в которой взаимодействуют акторы. Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. Степень распространения новых идей и условий зависит от плотности производимой и поддерживаемой агентами реальности и интенсивности общения внутри отдельно взятого социума. В результате формируется реальность открытого, неравновесного типа, увеличивающая динамическую сложность и переоценку значимых других [2]. 
Содержание нашего сознания, наше восприятие окружающей реальности является отражением социальных фактов, данных нам как в непосредственном восприятии, так и в мнемонической перспективе, и доступных для психологического и социологического изучения. Об этом же, фактически, говорит Мах, – «Мы воспринимаем реальность в соответствии со структурой значений модели мира, и выражаем наши идеи и эмоции через символы, которые конституируют содержание этой модели. Тем самым, если мы хотим понять поведение людей, мы должны определить – как они воспринимают, то есть, мы должны реконструировать их модель мира» [9, 44]. Французский социолог П. Бурдье писал о когнитивных системах, как интернализованных и воплощенных социальных структурах. По его мнению, «практическое знание социального мира, которое предполагается "рациональным” поведением внутри него, применяет в своих повседневных практиках классификационные схемы (ментальные структуры, или символические формы)… Заданная карта социального пространства может читаться и как точная таблица исторически возникших и усвоенных категорий, которые организуют идею социального мира в сознаниях всех субъектов, принадлежащих к этому миру, и сформированных им» [8, 468-469].
 Можно выделить три основные функции социальных представлений в общественной жизни: сохранение стабильности, устойчивости индивидуальной или групповой когнитивной структуры; детерминация поведения и, наконец, адаптация внешних социальных фактов, введение их в строй духовной жизни коллективного субъекта. Функция поддержания стабильности психологической жизнедеятельности субъекта – важнейшая из приписываемых социальному представлению. Т.к. содержание, логика представления укрепляют внутреннюю структуру группы или индивида, воспроизводят и актуализируют ее, устанавливая внешние связи. Социальное представление как атрибут групповой активности в сформированном виде выступает эмблемой, обобщающим знаком социальной общности, консолидирует ее и облегчает процесс межгруппового взаимодействия. Роль представления состоит в этом случае в репрезентации групповых норм, ценностей перед лицом каких-либо внешних и внутренних «возмущений».
Социальные представления формируются с разных сторон: с одной стороны – это результат давления «сверху», через изменение социально-политических условий функционирования общества, где индивид вынужден адаптироваться к новым условиям, вырабатывая ранее не присущие ему черты и способности; с другой стороны – это результат личностного изменения, который формируется через различные системы социализации (культурно-заданные (семью, друзей, коллег – традиционные схемы и системы взаимодействия) и жизненно-обоснованные (способы и средства работы, формы проявления сексуальности, мужественности или женственности, критерии успешности или не успешности – все то, что важно и оцениваемо здесь и сейчас); с третьей стороны – это результат индивидуально-личностного переосмысления как социальных условий, в которых находятся все граждане, так и индивидуальных способностей, возможностей и реальных шансов адаптироваться в мире конкретных людей. 
Результатом взаимодействия этих процессов являются формируемые обществом и личностью социальные представления. Они отражаются в социальном дискурсе (в основном через СМИ) и в личностном дискурсе (ценностно-личностные оценки). На основе взаимодействия этих дискурсов формируются различные формы и способы самоидентификации и самореализации, жизненные ориентации и перспективы россиян. 
Особенности современных социогуманитарных изменений лежат в ризомности развития общества. В основе трансформации социальных представлений кроется модификация социокультурных установок, господствовавших в обществе ранее. Таким образом, социальные представления, вслед за социокультурными трансформациями меняющегося мира, подчинены нелинейному, многовариантному развитию, которое при этом, является следствием, и, одновременно, причиной данных изменений. Вследствие этих социогуманитарных сдвигов общества, социальные представления не могут носить универсальный характер, они неоднородны, состоят из относительно автономных пластов, симулятивны, а также теряют былую устойчивость, приобретая «мобильность», «текучесть» и «изменчивость», и, по существу, являются новой формой и способом организации социального устройства.
Для того, чтобы прогнозировать дальнейшие социальные изменения общества, выраженные в конструировании социальных стереотипов, способов адаптации и маргинализации различных социальных групп необходимо прослеживать и понимать причины изменения формирования социальных представлений у мужчин и женщин в конкретных исторических трансформациях. Таким образом, социокультурная динамика обуславливает формирование принципиально новых форм конструирования социальных представлений. Поэтому, изучение их структуры и форм трансформации является одним из ключевых направлений социологической мысли современной России. 
____________________________________________________________________
*Работа подготовлена в рамках гранта Президента РФ МК-385.2009.6


Литература 
1. Бауман, З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Асочакова. / З. Бауман – СПб.: Питер, 2008. – С. 14.
2. Бергер, П., Лукман, Т., Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / П. Бергер, Т. Лукман, М.: Медиум, 1995. – С. 120-128
3. Блау П.М., Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / П.М. Блау // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: МГУ, 1994. – С. 17-20. 
4. Валлерстайн И., Конец знакомого мира: Социология XXI века / под ред. В. Л. Иноземцева. / И. Валлерстайн. – М.: Логос, 2003. – С. 305-322.
5. Гидденс Э., Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь: пер. с англ. / Э. Гидденс – М.: Весь мир, 2004. – С. 25.
6. Емельянова Т.П., Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. / Т.П. Емельянова – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», – 2006. – С. 34.
7. Кравченко, С.А. Нелинейная социокультурная динамика: игрализационный подход: монография / С.А. Кравченко. – Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России, каф. Социологии. – М. : МГИМО-Университет, 2006. – С. 8-9.
8. Bourdieu, P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / P. Bourdieu. - London: Routledge, 1984. – 479 p.
9. Mach, Z. Symbols, Conflict, and Identity: Essays in Political Anthropology / Z. Mach. - Albany: State University of New York Press, 1993. – 160 p.

COPYRIGHT © 2017 ККАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ