WWW.FST.MY1.RU

Сегодня

Добро пожаловать!

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Статистика


Ðåéòèíã LegProm.Ru HotLog EOMY TOP 100 bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования Участник Премии Рунета 2009 www.socio.isu.ru www.socio.my1.ru
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

COPYRIGHT © 2009-2013 КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСН ИГУ





Четверг, 14.12.2017, 12:02
| RSS
Феноменология социальных трансформаций
Главная
Макашова А.С. - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Феноменология социальных трансформаций » Трансформация артефактов и артефакты трансформации (2011 г.) » Макашова А.С. (Влияние восприятия времени на современную праздничную культу)
Макашова А.С.
Администратор0883Дата: Четверг, 14.04.2011, 18:40 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 62
Репутация: 0
Статус: Offline
Макашова А.С.
Влияние восприятия времени на современную праздничную культуру России
Прикрепления: 0487683.doc(56Kb)
 
AnastasiaMakashovaДата: Пятница, 15.04.2011, 04:32 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я, автор приведенного выше текста, готова ответить на все возникшие вопросы.))


Сообщение отредактировал AnastasiaMakashova - Пятница, 15.04.2011, 04:32
 
Полюшкевич_ОксанаДата: Пятница, 15.04.2011, 11:48 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Репутация: 2
Статус: Offline
Глубочайшее заблуждение автора о том, что праздники есть время пустоты. Праздник всегда в любом случае подразумевает - празднование чего-либо (символ). Поэтому, тезис о "пустоте праздника" в историческом контексте не принимается в корне (не стоит путать религиозные ритуалы, которые могут быть заполнены "Божественной пустотой" с пониманием праздника как такового).
Поэтому, поток времени, который автор пытается воспринимать как "разорванное время", пожалуй, является неправомерным.
Во все исторические времена, праздник был своеобразной точкой отсчета - переход от одного времени к другому. Как в социальных институтах (например, свадьбах) - которые планируют на определенный праздник, так и на внутренней духовной работе (я это сделаю к такому-то празднику, я это сделаю после праздника). С течением времени это перекочевало а постхристианское, социалистическое, буржуазно-демократическое устройство России и может даже всего мира.
Пустота праздника возникает по отношению к самому празднику. Скорее всего, это личностное восприятие автора - его личной пустоты праздника, как чего-то недополученного или нереализованного.

Скорее всего, тенденции современной праздничной культуры не "стремление сохранить прошлое", как утверждает автор, а тенденция наполнить настоящее.
Когда 25 лет назад, жителям СССР предлагали новое светлое будущее - "Перестройку. Гласность. Демократию" - выяснилось что социальные олигархи совсем не готовы ни впускать в свой мир, ни делиться благами, а с появлением капитализации - появились еще и финансовые олигархи. В жизни простого народа, обывателя практически ничего не изменилось. И сам обываеть не ищет новых праздников, а их ему настойчиво предлагают, пытаются навязать.

Современное восприятие времени у разного населения, у разных социальных групп - абсолютно разное. Если вы проедете буквально 500-800 км от любого социального узла (столицы, областного огорода), вы увидите другое время, других людей.

 
Анастасия_МокроусоваДата: Воскресенье, 17.04.2011, 03:50 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Здравствуйте. Спасибо, у Вас интересный доклад, и возникают какие-то вопросы, а также свои идеи, которыми хочется поделиться.
- если не сложно, приведите какие-либо более конкретные примеры того, что цикличность праздников уходит.
- еще есть предположение (в дополнение к Вашему) о причинах такой «популярности» Дня Победы: в период нестабильности на международной арене для России было важно утвердить свою силу и за счет таких символических маркеров, поэтому праздник так широко поддерживается на правительственном уровне.
- я не уверена, что большое количество вновь введенных праздничных дат (с самим этим фактом я полностью согласна) только ускоряет ощущение течения времени. Возможно, скорее, наоборот, эти праздники выполняют функцию «урока истории» для масс и позволяет ощутить свое единство с прошлым.
- на мой взгляд, важную роль в построении российской идентичности играют следующие пункты: защита Отечества в широком смысле слова и верность ему, уважение к семейным ценностям, уважение к труду и культурному наследию страны.

Заранее благодарю за ответ!

P.S. Оксана, извините, что вмешиваюсь в Вашу переписку с автором... мне просто кажется, что понятие "пустой" в данном случае означало не "опустошенный", а, скорее, "свободный от рутины". Это не мешает празднику быть духовно наполненным. А через понятие "разорванного времени", возможно, автор отсылает нас к работам Гурвича и других, где просто выделяется несклько видов социального времени...
И по поводу "стремления сохранить прошлое": 1) для власти, вводящей новые праздники, частично это так и есть (зависит от конкретного праздника), 2) "стремление сохранить прошлое", как мне кажется, не мешает "наполнять настоящее", наполнять настоящее прошлым, стараясь связать себя с предыдущими поколениями и историческими событиями...
спасибо.

 
Полюшкевич_ОксанаДата: Воскресенье, 17.04.2011, 20:18 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Репутация: 2
Статус: Offline
Анастасия, я с вами абсолютно согласна относительно политики власти "сохранять прошлое", но, зачастую связь с предшествующими поколениями, осуществляемая через воспроизводство реального праздника, его подготовки и представления является инструментом той же власти, чтобы искусственно "создать" эту связь между поколениями. И тут праздник становится инструментом политики или политиков, и очень редко личным переживанием участников.
Например, сегодня, к сожалению, участники ВОВ и их дети, кого напрямую коснулась война - отмечают день победы как ЛИЧНЫЙ праздник. По опросам ВЦИОМ*, ФОМ**, современная молодежь воспринимает 9 мая как способ "хорошо провести время", "отдых", "время когда можно выехать за город". Не кажется ли вам это - формой подмены содержания праздника и его истинной сути? И тем самым не объединяются поколения, а формируются предпосылки для консолидации, но при этом смысловая и содержательная ценность их качественно изменяется. И я не могу говорить о том, что эти данные позволяют говорить о "духовно-наполненном" празднике. Смысл его уж слишком трансформирован. Особенно, если взять более древние праздники.

* 9 мая - http://biznestime.ru/post9936
** Великий праздник - http://bd.fom.ru/report/map/az/%D0%A0%E2%80%99/808_941/of031701

 
Анастасия_МокроусоваДата: Понедельник, 18.04.2011, 03:40 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Оксана, спасибо. Я поняла Вашу мысль. На мой взгляд, однако, даже если праздник изначально "насаждался" (грубо выражаясь) властью, то достаточно часто он все же постепенно начинает обеспечивать "реальную" связь поколений и может стать личным переживанием: все же сила СМИ вкупе с личной эмоциональной вовлеченностью в "массовые гуляния"делают свое дело... Люди достаточно легко поддаются на это. В качестве примера я бы обратилась к Дню России: 20 лет это не воспринималось как праздник вообще и только сейчас наступает некий перелом и, возможно, мы "в живую" сможем пронаблюдать, удастся ли этому дню стать "личным переживанием" хотя бы для более молодого поколения.

По поводу Дня Победы. Спасибо, посмотрела Ваши ссылки... но не уверена, что данные этих опросов подтверждают то, что для молодежи этот праздник является только поводом выехать за город. Впрочем, я вообще несколько скептически отношусь к подобным опросам... то, что человек в свой выходной будет отдыхать, еще не говорит, что он забыл о великой победе... Я бы еще "дала шанс" молодежи в этом смысле (взять хотя бы те же "георгиевские ленточки", хотя, конечно, понимаю, что это совсем не эмпирически точный показатель).

 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 18.04.2011, 08:47 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Репутация: 2
Статус: Offline
На счет "личного переживания" праздника - это большая работа, как это ни парадоксально, прежде всего государства. Например, во времена Советского Союза 7 ноября, 1 мая, 9 мая и другие праздники - это были праздники всего народа, каждый чувствовал свою сопричастность (сужу по рассказам старших родственников и по некоторым научным данным, например,

Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации. WP6/2005/02. – М: ГУ ВШЭ, 2005. – 52 с. ; Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. WP6/2004/07. – М: ГУ ВШЭ, 2004. – 56 с. ; Руткевич А.М. Психоанализ и доктрина "исторической памяти". WP6/2004/06. – М: ГУ ВШЭ, 2004. – 36 с. ; Филиппов А.Ф. Конструирование прошлого в процессе коммуникации: теоретическая логика социологического подхода. WP6/2004/05. – М: ГУ ВШЭ, 2004. – 56 с. и т.д.

Чтобы люди помнили свое прошлое и чтили его им о нем надо рассказать. К сожалению, очень мало тех, кто действительно рефлексивно относится к настоящим процессам и чувствует на личном примере, что происходят глобальные сдвиги.
И я думаю, что "День России" еще очень долгое время будет просто днем для отдыха, а истинную историческую роль, символ который связан с этим днем в судьбе нашей страны навряд ли будут считать СВОИМ ЛИЧНЫМ - именно в силу того, что государство утратило механизмы идеологического конструирования связи поколений. Недаром сегодня стоит вопрос о возрождении "национальной идеи", "идеологии" и т.д. Как раз для того, что бы придать больший смысл и личную вовлеченность в социально-политическое развитие страны через привлечение разных поколений и социальных групп на конструирование в личном и общественном пространстве нового идеологического дискурса и как результат нового понимания связи поколений.

 
Анастасия_МокроусоваДата: Понедельник, 18.04.2011, 20:33 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Да, думаю, Вы правы: идеологическая машина СССР, конечно, не идет в сравнение с современной (впрочем, у всего есть свои плюсы)... Возможно, добиться того, чтобы тот же День России стал личным переживанием, придется сначала добиться того, чтобы россиянам было и хотелось чем гордиться в своей стране... а здесь устроением праздника не обойдешься, к сожалению...

P.S. Спасибо за ссылки именно на эти статьи... как "представителю" ГУ-ВШЭ было особенно приятно их получить : )

 
Полюшкевич_ОксанаДата: Понедельник, 18.04.2011, 21:52 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 179
Репутация: 2
Статус: Offline
Да всегда пожалуйста :).
Впрочем, могу порекомендовать и другие работы (уже Иркутских авторов) smile :
Кармадонов О.А. Социальная память и социализация // Социология. – 2007. - № 2.
Полюшкевич О.А. Социальная преемственность и консолидация общества // Социология власти. - 2011. - №4.

Возможно, будет также полезно и интересно smile

 
AnastasiaMakashovaДата: Вторник, 19.04.2011, 05:59 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо всем за внимание к докладу! Хотела бы ответить на некоторые комментарии.

"Глубочайшее заблуждение автора о том, что праздники есть время пустоты. Праздник всегда в любом случае подразумевает - празднование чего-либо (символ). Поэтому, тезис о "пустоте праздника" в историческом контексте не принимается в корне (не стоит путать религиозные ритуалы, которые могут быть заполнены "Божественной пустотой" с пониманием праздника как такового).
Поэтому, поток времени, который автор пытается воспринимать как "разорванное время", пожалуй, является неправомерным.
Во все исторические времена, праздник был своеобразной точкой отсчета - переход от одного времени к другому. Как в социальных институтах (например, свадьбах) - которые планируют на определенный праздник, так и на внутренней духовной работе (я это сделаю к такому-то празднику, я это сделаю после праздника). С течением времени это перекочевало а постхристианское, социалистическое, буржуазно-демократическое устройство России и может даже всего мира."
Оксана, возможно, мы не поняли друг друга... Я именно о символическом содержании праздника и хотела сказать, о том, что сакральное содержание праздника выделяет его общего потока времени, тем самым позволяет нам понимать праздник как точку отсчета- именно в этом смысле я использовала слова "прорыв во времени", во времени будничном, повседневном. Согласна с Вами в том, что именно способность праздника являться точной перехода от одного времени к другому, есть важнейшая функция любого праздника, независимо от исторической эпохи. В общем, не нашла принципиального противоречия между нашими мыслями, возможно, я недостаточно четко выразила свою мысль.

Насчет тенденции сохранять прошлое - я бы согласилась здесь с тем, что люди в современную эпоху острее ощущают разрыв с прошлым, быстротечность времени, чем в другие, в связи с этим необходимость постоянного обращения к прошлому возрастает (П. Нора, Ф. Артог и др французские историки). Здесь, конечно, можно рассуждать на тему, "стремление ли это сохранить прошлое" или же "наполнить настоящее памятью о прошлом" (вторая формулировка, пожалуй, четче), однако, надо признать, что настоящее в любом случае невозможно без памяти о прошлом, в результате, любая деятельность человека (касается она прошлого или будущего) есть созидание настоящего, его лигитимизация.

Анастасия, что касается примеров об уходе цикличности праздника. Эта тенденция проявляется, прежде всего, в отмечании памятных дат. Например, широко отмечаются дни рождения великих писателей (А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других), отмечаются достаточно широко, однако, далеко бессистемно, только в случае крупной юбилейной даты. Вот здесь: http://www.cbs.irkutsk.ru/kzd2011.htm можно познакомиться с информацией о памятных датах в России в 2011, все они так или иначе отмечаемы (в основном, в форме официальных церемоний).

"Чтобы люди помнили свое прошлое и чтили его им о нем надо рассказать. К сожалению, очень мало тех, кто действительно рефлексивно относится к настоящим процессам и чувствует на личном примере, что происходят глобальные сдвиги. И я думаю, что "День России" еще очень долгое время будет просто днем для отдыха, а истинную историческую роль, символ который связан с этим днем в судьбе нашей страны навряд ли будут считать СВОИМ ЛИЧНЫМ - именно в силу того, что государство утратило механизмы идеологического конструирования связи поколений. Недаром сегодня стоит вопрос о возрождении "национальной идеи", "идеологии" и т.д. Как раз для того, что бы придать больший смысл и личную вовлеченность в социально-политическое развитие страны через привлечение разных поколений и социальных групп на конструирование в личном и общественном пространстве нового идеологического дискурса и как результат нового понимания связи поколений."

Я бы не стала так уж однозначно это утверждать. РФ достаточно молодое государство, конструирование "национальной идеи" происходит именно сейчас, и, думаю, рано или поздно она станет важной для большинства. Идеология СССР также не была дана изначально, достаточно долго (на протяжении 20-ти лет точно) шла активная и спланированная работа и по созданию коммунистической идеи, ее пропаганде, репрезентации. Думаю, не стоит считать, что если государство не навязывает свою политическую позицию активно и открыто, то оно "государство утратило механизмы идеологического конструирования связи поколений". Как мне кажется, этот процесс идет, как видно на примере праздника 4 ноября. Этот день постепенно становиться значительным в праздничном календаре, пройдет еще некоторое количество лет, и он станет одним из важнейших праздников в РФ.

Сообщение отредактировал AnastasiaMakashova - Вторник, 19.04.2011, 06:00
 
Форум » Феноменология социальных трансформаций » Трансформация артефактов и артефакты трансформации (2011 г.) » Макашова А.С. (Влияние восприятия времени на современную праздничную культу)
Страница 1 из 11
Поиск:


COPYRIGHT © 2017 КАФЕДРА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИСН ИГУ